Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 2 | Пикабу

Обзоры
Инструкция по применению: разобраться в «мазне» и собрать коллекцию современного искусства

Для кого

Я знаю только нескольких людей, которые последовательно формируют коллекцию современного искусства. Есть любители, которые гоняются за тем или иным автором. Но, как правило, большинство совершают эмоционально спонтанные покупки. В случае с современным искусством это нормально. Ключевой критерий «качества» современного искусства один – «нравится-не нравится». Картина может отвечать искусствоведческим требованиям, но у «потребителя» искусства могут быть другие потребности.

Есть три подхода к коллекционированию.

Первый — декоративный. Им руководствуются те, кто хочет, условно, «дырку на стене закрыть». На самом деле это нормальный осознанный подход, когда человек хочет обустроить и сделать уютным свое пространство. Если он сделал хороший дизайн в квартире, повесить постер из торгового центра — не комильфо.

Этот мотив может перерасти в другой – в желание увеличивать коллекцию. Тогда ты покупаешь картину вне зависимости от того, хочешь ли ты ее куда-то повесить. Я из таких. Это история про то, когда ты не можешь не купить картину, потому что она у тебя отзывается. Я часто понятия не имею, где будет висеть у меня картина, я ее покупаю с мыслью «война план покажет».

Третий мотив — покупать картины как предмет инвестиций. Тогда нужно обложиться массой литературы, рекомендациями искусствоведов, найти правильного человека, который эту коллекцию вам создаст. Без их помощи создать свою коллекцию современного искусства невозможно. Будут ошибки. Но таких специалистов могут позволить себе, конечно, немногие.

Но вкладываться в картины выгодно всегда! Да, вы всегда можете продать картину и на этом заработать, но для меня это странный подход. Это все-таки история не про вкладывание денег, а про вкладывание денег в себя. Выгода от роста внутреннего багажа. Если вы становитесь коллекционером, вы волей-не волей начинаете обращать внимание на все, что с этим связано: читать про искусство, встречаться с художниками, искусствоведами, выезжая за границу, посещать арт-ярмарки, биеннале и так далее. Вам это становится интересным и полезным. Это хорошая страсть и хорошее хобби.

Про композицию и анализ картин и фотографий. часть 2

Про композицию написано очень много книг, поэтому здесь не надо ожидать каких-то откровений, просто несколько мыслей, возможно, и не очень точных с точки зрения серьёзной теории. Я пишу то, что сам был бы не против прочитать, когда всего этого ещё не знал.

Обнаружил, что многие студенты не понимают, до какой степени рассчитывались картины. Фразу «А я думал(а), что художники просто брали и рисовали» слышал не один раз. Тут надо помнить, что рисовать одну картину полгода было нормально, а часто бывало и больше. Вот представим себе, что художник месяц или два каждый день рисует наброски и продумывает, что и где будет на холсте. Как считаем, будет продумана картина? Далее вспоминаем, что в те времена не было интернета и телевизора. Новая картина была примерно аналогична выходу нового фильма в кинотеатрах в наше время. Сначала все идут смотреть картину, долго стоят и разглядывают, ищут смыслы, которые автор заложил за месяцы обдумывания, потом обсуждают с такими же посмотревшими. Сейчас все избалованы обилием информации, а тогда о чём поговорить? В общем, большая картина известного художника тогда — это примерно как голливудский блокбастер сейчас, если бы сейчас ещё и интернета не было. Так что прикиньте уровень медиа-повода выставки даже одной картины. А выставка, где много картин — это как посетить кинофестиваль.

Центр композиции.

Я бы сказал, что центр композиции — это то, куда взгляд возвращается чаще всего при рассматривании картины или фотографии. Это не научное определение, но не думаю, что неправильное. Когда спрашиваешь людей или студентов (опасная шутка, я знаю), что такое центр композиции, то говорят что угодно. Например, что это «куда взгляд падает в первую очередь». Вот это как раз мимо. Некоторые художники намеренно делают «обманку» — есть объект, куда взгляд падает в первую очередь, но, если долго рассматривать картину, то взгляд чаще возвращается к другому объекту.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  «Знаменитости, которые носят вязаные вещи и этому рады». Часть 4 | Журнал Ярмарки Мастеров

Для примера привлечём картину Васи Ложкина «Кто котёночка обидел?»

Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 1 Композиция, Фотография, Живопись, Длиннопост, Рисунок, Рисование

Чаще всего в первую очередь взгляд падает на кота, но, если рассматривать картину, то мы заметим, что взгляд чаще возвращается на лицо бабушки. И этот эффект рассчитан. Так что теперь мы поговорим о способах художника установить центр композиции.

При взгляде на любую картину или фотографию взгляд в первую очередь «пробегает» 4 точки, которые расположены примерно на пересечении третей. Либо золотое сечение, когда всё делится на 3/8 и 5/8, это немного ближе к центру, но рядом, так что центр композиции можно ставить и на 3/8:

Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 1 Композиция, Фотография, Живопись, Длиннопост, Рисунок, Рисование

Про правило третей в фотографии многие слышали. Даже то, что в фотоаппаратах и телефонах при съёмке экран разделён по третям — это не просто так. Самый важный объект проще всего располагать на пересечении линий третей. Фотографируете стоящего человека — ставьте его на вертикальную линию трети, в идеале лицо на пересечение или близко к пересечению линий, фотографируете портрет — цельтесь пересечением третей в глаз.

Но. Если взгляду не за что «зацепиться» в этих 4 точках, то он ищёт дальше. Самый простой способ «зацепить» внимание — это самый яркий объект. Причём не самый насыщенный цвет, а именно самый яркий в абсолютном отношении. Если в фотошопе перевести картину в ч/б через «цветовой тон/насыщенность» (Hue/saturation), то мы сразу видим настоящие акценты. В картине «Кто котёночка обидел?» кот находится в зрительном центре на пересечении третей, но при переводе в ч/б мы видим, что по яркости он практически сливается с фоном, а лицо бабушки самое яркое.

Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 1 Композиция, Фотография, Живопись, Длиннопост, Рисунок, Рисование

Так что принцип простой композиции — если поставить объект на пересечение третей и сделать его самым ярким, то он точно станет центром композиции. Надо ли говорить, что я почти всегда так делаю? Простота сумки-авоськи, прямота оглобли и многогранность гранёного стакана — залог успеха фотографа в сельской местности.

Так что при анализе картин или фотографий рекомендую для начала переводить их в ч/б.

Оси композиции.

Когда смотрел видеоуроки Ian Roberts «Mastering composition» (не знаю, есть ли в переводе, я смотрел на языке наиболее вероятного противника), он называл оси композиции «арматура». Неплохо отражает смысл. Невидимые линии, к которым привязываются объекты в картине или фото, на которых «держится» композиция.

Тут надо отметить, что все эти правила, в основном, эмпирические, то есть, полученные в результате опытов. Вот, например, много сотен лет назад выяснили, что взгляд сначала «пробегает» 4 точки на картине (на третях). Как это объяснить? Да никак. Смотрят сначала туда и всё. Почему? — ПАТАМУШТА. Так и с осями композиции. Легче воспринимается композиция с осями. Теорий потом можно напридумывать много, но факт один — такие композиции лучше воспринимаются, поэтому все художники используют оси.

Так вот, основные оси проще всего проводить по вертикали и по горизонтали от центра композиции. Рисовать такой «крест» где в пересечении будет центр композиции. Если у вас экстерьер, то линия горизонта может быть горизонтальной осью, а вертикальную ось подчеркнуть, поставив на неё, например, облако сверху. Теперь, глядя на фотографии, люди уже не будут думать «а почему облако над головой?» они будут думать «ага, вертикальная ось композиции».

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Рейтинг ТОП 7 лучших пробиотиков для кишечника

На самом деле, точки осей на краях можно задавать и просто указывая на эти точки какими-то объектами. Например, точки слева и справа методом указывания туда какими-то линиями, а вертикальную ось указать, располагая на ней объекты. Этот метод используют все, вот для примера Вася Ложкин, Луис Ройо и из календаря Пирелли (центр композиции везде получается на пересечении):

Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 1 Композиция, Фотография, Живопись, Длиннопост, Рисунок, РисованиеПро композицию и анализ картин и фотографий. Часть 1 Композиция, Фотография, Живопись, Длиннопост, Рисунок, РисованиеПро композицию и анализ картин и фотографий. Часть 1 Композиция, Фотография, Живопись, Длиннопост, Рисунок, Рисование

На календаре Пирелли обратите внимание на облако над головой. А облачность справа, которая слишком ровно ложится в ось, подозреваю, что пририсована потом. Хотя там есть указание не только на боковые точки, там и к верхней точке оси идут.

Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 1 Композиция, Фотография, Живопись, Длиннопост, Рисунок, Рисование

На самом деле, не так уж сложно при съёмке проверять что слева и справа от центра композиции и что сверху и снизу. Иногда достаточно сделать пару шагов вбок, чтобы поставить над головой модели облако или присесть, чтобы сдвинуть горизонт. А можно посмотреть, куда направлены линии и попросить модель вытянуть ногу или руку, чтобы они указывали на нужную точку. А потом обрезать кадр, чтобы стена на этой точке заканчивалась. А трещины на стене подчеркнут горизонтальную ось. Ещё из календаря Пирелли (стена справа обрезается в точке, трещины на стене подчёркивают ось):

Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 1 Композиция, Фотография, Живопись, Длиннопост, Рисунок, Рисование

Что делать, если трещин на стене не видно? Можно или усилить контраст тех, которые есть, или вообще подфотошопить трещины или грязь на чистой стене.

Про оси, указывающие на центр композиции.

Ещё один из простых способов указать центр композиции – это сделать сходящиеся к нему линии. Если на картине есть контрастная линия чего угодно, посмотрите, куда она указывает. Она может указывать на какую-то точку построения, а может прямо на центр:

Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 1 Композиция, Фотография, Живопись, Длиннопост, Рисунок, РисованиеПро композицию и анализ картин и фотографий. Часть 1 Композиция, Фотография, Живопись, Длиннопост, Рисунок, Рисование

Проверка правильности композиции.

С одной стороны, точных правил нет, с другой стороны — есть ошибки, которые сразу видны.

Проверки:

— Перевод в ч/б. Если в чёрно-белом варианте композиция смотрится плохо, то и в цветном будет плохой вне зависимости от цветов.

— Зеркальное отражение. Раньше, до изобретения телефонов с камерами, художники смотрели на картины в зеркало. Если в зеркальном отражении картина плохая, значит, надо переделывать.

— «Низ тяжелее верха». Если повернуть картину на 90 градусов, то низ должен «перевешивать», картина должна «хотеть» повернуться нормально. Кстати, многие не понимают, почему во многих картинах в нижнем углу лежат какие-то объекты. В частности, для того, чтобы утяжелить низ. То грабли положат, то совы летят (хотя у таких объектов может быть много ролей в композиции). Мясоедов «Страдная пора. Косцы», Васнецов «Ковёр-самолёт»:

Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 1 Композиция, Фотография, Живопись, Длиннопост, Рисунок, РисованиеПро композицию и анализ картин и фотографий. Часть 1 Композиция, Фотография, Живопись, Длиннопост, Рисунок, Рисование

Например, такая условная картина явно «заваливается» вправо:

Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 1 Композиция, Фотография, Живопись, Длиннопост, Рисунок, Рисование

С другой стороны, если действительно повернуть её вправо, то она опять «завалится», только уже влево. В общем, плохая картина.

Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 1 Композиция, Фотография, Живопись, Длиннопост, Рисунок, Рисование

Но давайте посмотрим с этой точки зрения на «Ковёр-самолёт». Повернули на 90 градусов против часовой стрелки, а ковёр «заваливает» картину обратно.

Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 1 Композиция, Фотография, Живопись, Длиннопост, Рисунок, Рисование

Повернули в другую сторону. Вот тут опасно заваливается. Но линия сов в углу чуть-чуть перевешивает и «крутит» обратно.

Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 1 Композиция, Фотография, Живопись, Длиннопост, Рисунок, Рисование

А потом мы ещё внезапно замечаем линии облаков, которые тоже наклонены и тоже «подталкивают» баланс в правильную сторону.

Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 1 Композиция, Фотография, Живопись, Длиннопост, Рисунок, Рисование

Теперь можно вернуться к картине «Косцы» и посмотреть на грабли в нижнем углу с этой точки зрения.

Нельзя сказать, что не было экспериментов по сдвигу низа. У Лисицкого картины часто «завалены», низ не точно внизу.

Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 1 Композиция, Фотография, Живопись, Длиннопост, Рисунок, Рисование

Как я понимаю (могу ошибаться), он пытался создать условно трёхмерные пространственные композиции. Не картину, а, скорее, объекты, висящие в пустом пространстве. В наше время он, наверное, делал бы такие проекты в программах трёхмерного моделирования, тогда вопросов бы совсем не было. А вот пытаться изобразить трёхмерные объекты на плоскости, в пустоте, где нет ни верха, ни низа, и ещё, чтобы эти объекты были уравновешены – это в классических правилах сложно представить. Такие картины надо скорее не вешать на стену, а класть на стол и ходить вокруг. Хотя он был архитектором, так что понятно, откуда взялись такие эксперименты.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Жизнь за кулисами: 10 сумасшедших вещей, которые актеры сделали ради своих ролей

— Ориентация. Полностью симметричная композиция плохо воспринимается, поэтому надо сместить что-то влево или вправо. Например, сделать одну сторону светлее или добавить немного объектов, уйти от полной симметрии. Тут ориентация влево: левая сторона чуть светлее и добавлена маленькая фигурка.

Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 1 Композиция, Фотография, Живопись, Длиннопост, Рисунок, Рисование

— Основной центр композиции должен быть один. Вообще, центров может быть много, но главный центр — один. Например, картина Васи Ложкина «Русский блюз, бессмысленный и беспощадный».

Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 1 Композиция, Фотография, Живопись, Длиннопост, Рисунок, Рисование

Тут во всех зрительных центрах (4 точки на третях) что-то есть: глаз, зубы, заяц, горящая машина. Хотя немного сдвинуто с третей, но посмотрим, куда. Зубы к центру (помним, что чуть ближе к центру золотое сечение 3/8 и 5/8, туда можно). А зайца и горящую машину от центра, обычно это снижает «важность» объекта.

Далее при рассмотрении яркости, мы видим, что зубы – центр композиции, потому что самое большое и самое яркое пятно, туда взгляд сильнее «притягивается». Если бы заяц был светлее, то он бы стал «спорить» за то, кто главный. Но, как однажды выразились студенты, этот цвет «засерИли». Плюс от зрительного центра наружу отодвинули, а машину ещё дальше.

Теперь про то, когда можно не ставить центр композиции на треть. В принципе, когда угодно, но надо чётко обозначить центр. Возьмём картину «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи.

Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 1 Композиция, Фотография, Живопись, Длиннопост, Рисунок, Рисование

Тут центр композиции — лицо Христа, которое расположено в геометрическом центре на пересечении диагоналей (редкий случай). Для начала, обратите внимание, что центр — самый яркий (три окна, самое большое посередине). Далее смотрим, как к этому центру сходятся все линии перспективы. Это рассчитанный эффект: первый взгляд на самую яркую часть, потом взгляд «съезжает» вбок, начинает разглядывать других людей, потом приходит к линиям перспективы на потолке и опять «идёт» в центр, потом снова «съезжает». Потом попадает на руки, указывающие в центр, опять идёт в центр и так далее. То есть, надо предусматривать варианты «возвращения» внимания зрителя в центр, чаще всего это какие-то указывающие линии.

Заодно обратите внимание, что полной симметрии нет – одна половина светлее.

А что мы видим, если посмотрим от картин на композицию кадров в кино? Да то же самое. Главный герой (герои) почти всегда расположен в кадре на 1/3 или рядом с 1/3.

Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 1 Композиция, Фотография, Живопись, Длиннопост, Рисунок, Рисование

А, если главного героя ставят в центре, то «сводят» к нему или линии перспективы, или просто какие-то линии в кадре. Либо подчёркивают за счёт яркости. Но даже при этом симметрию «разбивают», или сделав одну сторону светлее, или просто добавив какой-то яркий объект.

Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 1 Композиция, Фотография, Живопись, Длиннопост, Рисунок, Рисование

Зачем же тут слева на полу свет от солнца? И зачем на кадре ниже факел на стене? Теперь мы знаем — уйти от полной симметрии.

Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 1 Композиция, Фотография, Живопись, Длиннопост, Рисунок, Рисование

В рекламе или музыкальных клипах центр композиции часто ставят в геометрический центр кадра, но длительность показа таких кадров обычно полторы-две секунды, чтобы взгляд не успел «съехать».

продолжение следует

баянометр ругается на картину «Кто котёночка обидел?»

целиком лежит тут https://vk.com/@mcwolf_info-pro-kompoziciu-i-analiz-kartin-i…

Похожие статьи:

  1. ТОП-15 фильмов про бокс: список лучших, трейлеры
  2. 10 талантливых режиссеров, никогда не получавших «Оскар»
  3. 12 неизвестных фактов об Альберте Эйнштейне |
  4. Семь высочайших вершин нашего мира (Часть I) | Пикабу
Оцените статью