Сравнение военно морских сил мира

Американский эксперт назвал пятерку самых мощных флотов в мире

Автор колонки в журнале The National Interest, эксперт Кайл Мизоками назвал пятерку самых мощных флотов в мире. Россия в этом рейтинге заняла третье место.

Первое место в списке мощнейших флотов мира, по версии автора, занимает Военно-морской флот США. Как пишет издание, он имеет самое больше число кораблей, обладающих наибольшими боевыми возможностями. По подсчетам автора материала, ВМС США владеют 288 боевыми кораблями, в том числе десятью авианосцами, девятью десантными кораблями, 22 крейсерами, 62 эсминцами, 17 фрегатами и 72 подводными лодками.

Вторую строчку занимает Китай. ВМФ Китая прошел долгий путь развития, который стал возможен благодаря росту экономики страны — с 1989 года оборонный бюджет Китая увеличился в десять раз, уточняет издание. Сейчас в составе китайского Военно-морского флота один авианосец, три десантных корабля, 25 эсминцев, 42 фрегата, восемь подводных лодок, способных нести ядерное оружие, и около 50 подводных лодок с неядерным вооружением.

На третьем месте рейтинга The National Interest расположился ВМФ России. Как утверждает издание, основу нынешнего российского флота составляет часть советского флота, который Россия унаследовала в конце холодной войны. Сейчас, по подсчетам автора, российский флот насчитывает 79 боевых кораблей, в том числе один авианосец (имеется в виду авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»), пять крейсеров, 13 эсминцев и 52 подводные лодки. При этом, отмечает автор, основная мощь российского флота заключается в подводных силах. Также в составе флота есть несколько десятков десантных кораблей

Четвертое место среди самых мощных флотов в мире занимает флот Великобритании. Как пишет журнал, королевский ВМФ является самым малочисленным среди тех, что попали в рейтинг: он насчитывает три крупных десантных корабля, 19 фрегатов и эсминцев, семь атомных подводных лодок с крылатыми ракетами и торпедным вооружением, а также четыре атомные подводные лодки класса Vanguard с баллистическими ракетами. Издание отмечает, что британский флот вскоре должен усилить свои возможности, введя в строй два новых авианосца.

Испания

Многие мировые навигационные успехи совершенно заслуженно принадлежат испанскому флоту. Колумб, Магеллан и Элькано – имена этих первооткрывателей и путешественников известны во всем мире. В 16 и начале 17 века никто не мог противостоять ВМФ Испании, безраздельно господствующего на мировых морских просторах и контролирующего практически все торговые пути.

В 18 века страна несколько сбавила свою силу, но все равно обладала 3-м по величине флотом в мире. Наступил 19 век и Испания начала терять колонии на американском континенте. Потом было разгромное поражение в Трафальгарском сражении от мощного британского флота. Испанско –американская война 1898 года еще больше потрепала ВМС этой некогда великой морской державы.

Возрождение ВМФ Испании началось с 1982 года, когда страна вступила в Североатлантический военный блок НАТО.

Основные военные корабли Испании
Авианосцы 1
Эсминцы
Подводные лодки 3
Корветы 4
Фрегаты 11

[См.: Все военные корабли и вооружение ВМФ Испании][См.: История ВМС Испании – структура и численность]

Корея

Официальном днем рождения военно-морского флота республики Корея считается 15 сентября 1948 года – сразу же после разделения единой страны на её южную часть и северную (КНДР). Тогда то корабли, а также личный состав ВМС страны, столкнулись с первым испытанием.

Качественный скачок в развитии военно-морских сил Кореи состоялся в 2002 году. Именно тогда флот страны получил самый современный и высокотехнологичный боевой корабль в своей истории – головной эсминец Chungmugong Yi Sun-Shin, изготовленный по типу KDX-2. Водоизмещение судна – 4500 тонн. С этого периода Южная Корея сделала важнейший шаг к созданию океанского флота, каковым он и является в настоящее время.

ВМФ Кореи входит в десятку самых крупных по водоизмещению флотов – приблизительно 170,0 тн. На 2107 год в них служило порядка 70,0 тыс. чел. Личный состав морской пехоты составляет – 29,0 тыс.чел. Ударной силой военно-морских сил страны являются подводные лодки. Самые современные из них изготовлены на национальных верфях корпораций Хюндай и ДЭУ.

Основные военные корабли Кореи
Авианосцы 1
Эсминцы 12
Подводные лодки 15
Корветы 16
Фрегаты 13

[См.: Все военные корабли и вооружение ВМФ Кореи][См.: История ВМС Кореи – структура и численность]

Россия

Российский флот берет своё начало с конца 17 века. По личному указанию Петра I в 1696 году Боярская дума решила – «морским судам быть…». Так и произошло. Сегодня Россия одна из самых крупных морских держав в мире.

Военно-морские силы Российской Федерации включают в себя:

ВМФ РФ подразделяется на следующие флота:

  1. Тихоокеанский;
  2. Балтийский;
  3. Северный;
  4. Черноморский.

Существует еще каспийская флотилия.

Основные военные корабли РФ
Авианосцы 1
Эсминцы 53
Подводные лодки 48
Корветы 5
Фрегаты 2

Военные корабли ВМС РФ

Разновидности

Сравнение Военных Флотов Крупнейших Мировых Держав
Сравнение Военных Флотов Крупнейших Мировых Держав
Сравнение Военных Флотов Крупнейших Мировых Держав

Статистика: топ-13 вмс ведущих морских держав на 01.07.2020

.
Авторская версия статьи,
опубликованной сегодня в газете «Взгляд» (ссылка 1).
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Сериалы похожие на «Игру престолов» и «Викингов» - какие ещё, подобные, можно посоветовать? Представляем список топ-10 лучших, наиболее близких и интересных многосерийных фильмов

Для чего надо знать место ВМФ России в ряду военных флотов стран мира? Перефразируя одного из великих, можно сказать, что мы смотримся в них, как в зеркало. Только сравнивая наш флот с другими, впереди и позади него, можно понять, что же он есть на самом деле, хорош он или плох, и что необходимо сделать для того, чтобы Россия стала по-настоящему великой морской державой.

Примечание 1. Исходные данные для итоговой таблицы − по ссылке 2.
Примечание 2. В связи с противоречивостью разделения кораблей на классы и подклассы в разных странах и разных источниках, для удобства сравнения ВМС (прежде всего, ВМС других государств с ВМФ России) в итоговой таблице принята условная классификация многоцелевых БНК: корветы (КРВ) − от 2000 до 3500 (точнее, до 3499) тонн полн., фрегаты (ФР) − от 3500 до 7000, эсминцы (ЭМ) − от 7000 до 11000, крейсера (КР) − от 11000 тонн.

Сравнение военно морских сил мира

Метод и критерии

Военно-морской флот представляет из себя сложную систему, которую едва ли возможно охарактеризовать каким-то одним числовым показателем. Даже в эпоху брони и пара, когда морское могущество являлось, по сути, эквивалентом суммарной массы бортового залпа кораблей основных классов (дредноутов, броненосцев и крейсеров), были нюансы: начальная скорость снаряда, определявшаяся длиной ствола и мощностью заряда; угол возвышения орудий; масса и тип взрывчатого вещества; толщина, марка и расположение брони.

В наши дни, когда титул главной ударной силы в войне на море в ситуации «флот против флота» перешёл к противокорабельным крылатым ракетам, нюансов и неопределённостей стало ещё больше: дальность пуска, маршевая и конечная скорость ПКР, траектория полёта, масса боевой части, совершенство головки самонаведения, способность к противозенитному манёвру и постановке помех, уровень заметности цели, эффективность её ПВО и средств РЭБ. Разработка метода сравнения ударной мощи флотов, учитывающего названные факторы, возможна только при наличии достоверных исходных данных, многие из которых по понятным причинам засекречены.

Учитывая сказанное, не остаётся ничего другого, как сравнивать военно-морские силы стран мира по суммарному полному (для ПЛ − надводному) водоизмещению боевых кораблей основных классов. На первый взгляд данный метод может показаться слишком упрощённым и даже наивным, однако он имеет полное право на жизнь, поскольку в большем водоизмещении можно разместить большее количество вооружения (средств нападения и защиты). Канонического толкования понятия «корабли основных классов» не существует, но, наверное, будет правильным отнести к ним атомные и неатомные подводные лодки от 1000 тонн и надводные корабли от 2000 тонн − авианосцы, крейсера, эсминцы, фрегаты, корветы и десантные корабли, другими словами − ту компоненту ВМС, которая в той или иной степени способна проецировать силу на удалённые районы Мирового океана.

Государств, располагающих военными кораблями тех или иных классов, больше полутора сотен (166 согласно JanesFightingShips). Рассматривать их всех было бы усердием не по разуму, поэтому ограничимся теми 13 державами, которые к середине 2020 г. сумели преодолеть барьер в 100 тыс. тонн.

Лиги и клубы

Группу 100-тысячников с 34-кратной диспропорцией между крайними её членами, можно условно разделить на четыре лиги (в скобках − суммарное полное водоизмещение в тысячах метрических тонн): высшую − 1) США (3 526); первую − 2) Китай (905), 3) Россия (764); вторую − 4) Япония (453), 5) Британия (297), 6) Индия (259), 7) Франция (254), 8) Южная Корея (201) и третью − 9) Италия (165), 10) Австралия (121), 11) Испания (113), 12) Турция (106), 13) Бразилия (104). За кадром остаются четвёртая лига, состоящая из претендентов в третью − таких, как Канада, Германия, Египет; пятая − страны, основу ВМС которых составляет некоторое количество неатомных подводных лодок и фрегатов (Норвегия, Португалия, Малайзия, Перу, ЮАР и др.) и шестая − откровенные аутсайдеры с крошечными «москитными» флотами из корветов, ракетных, патрульных и десантных корабликов и катеров.

Кроме того, большой клуб 100-тысячников включает в себя три малых элитных клуба: атомный подводный, авианосный − США, Россия, Китай, Британия, Франция, Индия (в части авианесущих кораблей прочие страны из топ-13 вынуждены довольствоваться вертолётоносцами и УДК, способными нести штатно, как правило, одну самолётную эскадрилью, состоящую из «Харриеров» или F-35B), а также клуб океанской зоны, членство в котором определяет среднее полное водоизмещение от 7000 тонн − США, Британия, Франция, Россия.

Критерий в 7000 тонн достаточно условен, но не случаен. Корабли, имеющие подобное и большее водоизмещение (атомные подводные лодки, авианосцы, крейсера, эсминцы, авианесущие десантные корабли) могут почти без ограничений оперироватьпрактически в любую погоду в любом районе Мирового океана. Военно-морские силы, среднее водоизмещение которых составляет от 3500 до 7000 тонн (соответствует небольшим атомным ПЛ, фрегатам и большим танкодесантным кораблям) способны эффективно действовать в дальней морской зоне (примерно до 1500 миль от береговой черты), до 3500 тонн − в ближней морской зоне (приблизительно от 100-200 до 500 миль от берега). В топ-13 присутствует только одно государство с ВМС БМЗ − Турция (среднее водоизмещение 2900 т).

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Топ-10 лучших ручных пылесосов — Рейтинг 2020 года

Динамика развития

Представляет интерес динамика роста (упадка) ВМС 13 ведущих морских держав за определённый период времени. Имеющиесянаработки (ссылка 3) позволяют использовать интервал в 2,5 года (хотя для столь неспешно развивающегося вида вооружённых сил более подходящими были бы 5 или 10 лет).

Абсолютный доминант в области морских вооружений, коим уже давно являются Соединённые Штаты Америки, казалось бы, не показал с начала 2020 г. особо бурного роста, который составил всего 6,2%. Однако, в переводе на тонны, прирост этот поражает воображение, поскольку он превосходит суммарное водоизмещение всех кораблей основных классов ВМС Италии (!) − 204 против 201 тыс. т (при этом следует отметить, что половиной своего прироста USNavy обязан одному единственному авианосцу «Джеральд Р. Форд»).

В процентном же отношении в роли рекордсменов по приросту водоизмещения выступают Турция (19,4% − сюрприз!), Китай (15,8), Южная Корея (15,1) и Британия (14,7 − опять же, благодаря его величеству авианосцу «Куин Элизабет»). Компанию антигероев военно-морского строительства возглавляет Бразилия (−13,3%), которая наконец-то начала списывать свой антиквариат во главе с флагманским АВ «Сан-Паулу», заложенном в 1957 г.; за ней следуют Индия (−11,1), Россия (−4,6), Франция (как ни странно, −1,6) и Испания (0%). При этом, самыми «молодыми» (самыми обновляемыми) военными флотами мира являются китайский (средний возраст 12,5 лет, новых кораблей в возрасте до 10 лет включительно − 39,5%), корейский (14,5 лет, 36%) и австралийский (15,3 года), а самыми «старыми» − бразильский (средний возраст 31,6 года, новых кораблей нет), российский (25,4 года, 20%) и турецкий (25,2 года, 14%).

Аномалии

Формально в клуб 100-тысячников должны были бы войти ещё два государства − Тайвань и Индонезия (169 и 107 тыс. тонн соответственно). Однако, помимо того, что нахождение этих стран в элитном сообществе ведущих морских держав само по себе выглядело бы странным, есть вполне объективные обстоятельства, которые мешают получить им заветный членский билет.

Военный флот Тайваня можно назвать действующей экспозицией музея ВМС США, т.к. состоит он в основном из списанных американских кораблей, которыми Вашингтон щедро вооружал мятежный остров для защиты от возможной агрессии со стороны Пекина − тут и подводные лодки типа «Тенч»/»Балао» времён Второй мировой войны, и эсминцы типа «Кидд» (улучшенный «Спрюэнс»), и фрегаты типов «Оливер Х. Перри» и «Нокс», и десантные корабли типа «Анкоридж» и «Ньюпорт». Разбавляют дряхлое собрание две голландских ДЭПЛ и шесть французских фрегатов постройки 1980-1990-х гг., но они погоды не делают − средний возраст тайваньских кораблей 35,5 лет.

При взгляде на состав ВМС Индонезии в первую очередь бросается в глаза его вопиющий дисбаланс − доля десантных кораблей(по сути, морских транспортных судов с минимальным оборонительным вооружением) в суммарном водоизмещении составляет 75% (!) (для сравнения: в ВМС США − 24%, Китая − 33%, России − 12%). В остальном же индонезийский флот − типичный представитель 5-й лиги.

Турецкий дебют

Строго говоря, вхождение Турции в топ сильнейших флотов мира не является дебютным. Когда-то парусные корабли Османской империи держали под контролем не только Чёрное, но и Средиземное море. Потом был постсинопский упадок (дело рук молодого российского флота), две тщетных попытки возрождения (при султане Абдул-Азизе и младотурках), и вот наконец президент Эрдоган вывел турецкие ВМС из 4-й лиги в высший свет − за счёт одного корвета и двух ТДК, не использовав даже свой главный козырь − строящийся УДК «Анадолу».

В целом, просматривается стремление Турции к радикальному обновлению и удвоению своего военного флота. Построив на собственных верфях один или даже два УДК типа «Хуан Карлос I» (который в случае ставшей гипотетической поставки F-35B может использоваться и как лёгкий авианосец), шесть новых НАПЛ немецкого проекта 214), до шести и более самостоятельно спроектированных 7000-8000-тонных больших фрегатов (эсминцев) TF-2000 и серию малых фрегатов TF-100, турки уверенно займут почётное место в десятке сильнейших. К слову, с предшественником TF-100 корветом типа «Ада» они уже вышли на мировой рынок вооружений, получив заказ от Пакистана.

ВМФ России: место под солнцем

Третье место в рейтинге ведущих морских держав по суммарному водоизмещению кораблей основных классов, которое сегодня занимает Россия − немного не то, чего хотелось бы, но и не повод для печали. Первое место недостижимо (ни для нас, ни для китайцев) − по крайней мере до тех пор, пока США вынужденно-добровольно не снимут майку лидера и не начнут саморазоружаться, как это сделала в своё время Британская империя. Дистанция до 4-го места столь велика, что преодолеть её вряд ли удастся как японцам (на пути вверх), так и нам (двигаясь в обратном направлении). Остаётся борьба с ВМС НОАК за «серебро», которая, впрочем, не должна стать самоцелью.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Рейтинг игровых ноутбуков 2020 года: 10 лучших компьютеров по цене и качеству

Статья 39 Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года, утверждённых два года назад, гласит, что Россия «не допустит существенного превосходства военно-морских сил других государств над Военно-Морским Флотом и будет стремиться к его закреплению на втором месте в мире по боевым возможностям« (ссылка 4). Именно так − не по водоизмещению, а по боевым возможностям, с которыми у нас в общем-то всё благополучно.

Начнём с того, что боеспособность наглухо засекреченных китайских атомных подводных сил находится под большим вопросом, а оба авианосца ВМС НОАК (один в строю, другой на ходовых испытаниях) ещё долго будут выполнять функции учебных из-за проблем с основным палубным самолётом − истребителем J-15 (ремейком Су-27К). Но главное даже не в этом, а в том, что у китайцев нет ничего похожего на «Гранит» и «Вулкан», их самая массовая ПКР YJ-83 (на базе «Экзосет») − дозвуковая, а новейшая YJ-18 и ещё не принятая на вооружение CX-1, как можно догадаться − лишь бледные тени 3М54 («Калибр») и 3М55 («Оникс»), выпускаемых для нашего флота. 

С учётом того, что ударными ракетами, близкими по совокупности боевых возможностей к нашим тяжёлым сверхзвуковым (а скоро и гиперзвуковым) ПКР, не обладают и США, значимого превосходства кого бы то ни было над ВМФ России нет и в помине. Главная проблема отечественного Военно-морского флота заключается в необходимости скорейшего обновления и некоторого наращивания корабельного состава − подводных и надводных носителей лучшего в мире морского оружия. Другими словами, нам надо иметь в распоряжении не только сокрушительные и несбиваемые (трудносбиваемые) средства поражения, но и хотя бы один миллион тонн достаточно молодого водоизмещения, в котором эти средства можно было бы разместить. Думается, что к 2050 году эта задача в основном будет решена.

P.S. Ниже приводится откорректированная итоговая таблица Топ-12 на 01.01.2020, в которой исправлены замеченные ошибки и недочёты и учтены опубликованные позднее исходные данные.

Сравнение военно морских сил мира

Турция

Турецкий флот является одним из самых старейших в мире. Свое начало он берет еще в 11 веке. Однако современная история начинается с первой половины 20 столетия. Важную роль турецкие ВМС сыграли при военных баталиях за часть Кипра. В этот момент десантные корабли, при огневой поддержке с моря, высадили солдат на остров и разделили территорию на 2 части.

Сегодня Турция представляет сбалансированную ударную силу, стремящуюся к обеспечению порядка в восточной части Средиземного и южной части Черного морей. Являясь членом НАТО, турецкое правительство может позволить себе не развивать собственную военно-морскую мощь до уровня мировых лидеров, при этом страна чувствует себя уверенно и защищено.

Основные военные корабли Турции
Авианосцы
Эсминцы
Подводные лодки 12
Корветы 8
Фрегаты 16

[См.: Все военные корабли и вооружение ВМФ Китая][См.: История ВМС Китая – структура и численность]

Франция

Французская республика гордиться своим военно-морским флотом. Еще в XII веке, в период Столетней войны, корабли этой страны участвовали в сражении при Слёйсе за господство в Европе. Тогда  победили англичане. Но самые главные исторические победы Франции на море были еще впереди.

Marine Nationale (национальные ВМС Франции) включают в себя:

  • Надводные корабли;
  • Подводный флот;
  • Военно-морскую авиацию;
  • Морскую пехоту и войска спецназначения, сведенные в единую структурную единицу.

Базы ВМФ Франции дислоцированы не только в метрополии (Тулон, Брест и Шербур-Октевиль), но и за рубежом ( в Реюньон -Порт-дес-Галетс, на Мартинике – Фор-де-Франс, в Каледонии – Нумеа, во французской Гвиане –Деград-дес-Каннес и Полинезии –Папеэте). В настоящее время военно-морские силы страны насчитывают около 300 боевых и вспомогательных кораблей.

Основные военные корабли Франции
Авианосцы 1
Эсминцы 4
Подводные лодки 10
Корветы 6
Фрегаты 12

[См.: Все военные корабли и вооружение ВМФ Франции][См.: История ВМС Франции – структура и численность]

Япония

Императорский флот был основан во второй половине 19 века, к началу II мировой войны ВМС Японии были одними из сильнейших в мире. По количеству авианосцев – самых мощных тяжелых кораблей для атаки, они могли соревноваться только с США. Однако поражение в войне не дало им возможности развивать свой флот в том виде, в котором хотелось бы.

Согласно новой Конституции существуют серьезные ограничения при формировании армии, в том числе военно-морского флота. Однако в последние годы Япония обеспечивает себя качественными судами, разрешенными новыми условиями. Рассмотрим подробнее места дислокации японского флота и виды кораблей, а также вооружения на них.

Основные военные корабли Японии
Авианосцы
Эсминцы
Подводные лодки 19
Корветы 6
Фрегаты 10

[См.: Все военные корабли и вооружение ВМФ Японии][См.: История ВМС Японии – структура и численность]

Оцените статью
ObzorFun.RU
Adblock
detector