Кириллица | Какими были великие русские иконописцы

Обзоры
Гений иконописи – преподобный Андрей Рублев!Средневековье – тяжелая пора для русского народа. Постоянные набеги татаро-монгол не давали покоя. Битвы, разгромы, пожары и многое другое предстояло претерпеть. Руками врагов разрушались города, деревни, были подвержены огню храмы, уничтожались святыни. Должен был появиться кто-то, кто помог бы поверить в светлое будущее, напоминая о милости Божьей. И таким человеком стал Андрей Рублев – гений иконописи, человек, любивший людей, который хотел поддержать их в трудное время и укрепить в вере.

Содержание

  1. Андрей Рублев (около 1360 — 1428)
  2. Даниил Черный (около 1350 — 1428)
  3. Дионисий (около 1440 — 1502)
  4. Гурий Никитин (1620 — 1691)
  5. Симон Ушаков (1626 — 1686)
  6. Алипий Печерский (около 1070 — 1114)
  7. Андрей рублев (14-15 вв.)
  8. Андрей рублев (около 1360 — 1428)
  9. Гурий никитин (1620 — 1691)
  10. Даниил черный (около 1350 — 1428)
  11. Дионисий (около 1440 — 1502)
  12. Гурий никитин (1620 — 1691)
  13. Симон ушаков (1626 — 1686)
  14. Федор зубов (около 1647 — 1689)
  15. Дионисий (около 1440 — 1502)
  16. История жизни великого иконописца
  17. Канонизация
  18. Работы рублева
  19. Федор зубов (около 1647 — 1689)
  20. Феофан грек (14-15 вв.)
  21. Феофан грек (около 1340 — около 1410)
  22. Цели и задачи рублева

Андрей Рублев (около 1360 — 1428)

Этот иконописец остался в русской истории наиболее известным и почитаемым. Он создал большое количество произведений, был знаменит своим индивидуальным стилем, прекрасно владел несколькими художественными традициями.

Его кисти причислены следующие работы:

  • «Троица»;
  • фрески Церковь Спаса в Андрониковом монастыре, Церковь Святой Троицы в Троицком монастыре;
  • «Умиление»

и многие другие, но сведения о них нельзя назвать достоверными.

Даниил Черный (около 1350 — 1428)

Иконописец и монах Даниил Черный был современником Андрея Рублева. Имел статус преподобного святого. Искусствоведы видели в его работах черты, заимствованные у византийских мастеров, в связи с чем его считали художником старшего поколения.

Интересный факт: исследователи считают этого иконописца учителем Андрея Рублева. Они часто писали свои работы вместе, поэтому их творчество трудно разграничить. Однако вышеупомянутая манера письма старшего художника позволяет предположить, что его кисти принадлежат такие иконы, как «Лоно Авраамово», «Богоматерь», «Апостол Павел» и некоторые другие.

Дионисий (около 1440 — 1502)

Исследователи считают московского иконописца Дионисия продолжателем традиций Андрея Рублева.

Интересный факт: фрески Ферапонтова монастыря, принадлежащие кисти иконописца, прекрасно сохранились и позволяют искусствоведам как можно больше узнать о манере письма художника. Эта работа мастера никогда не подвергалась серьезной реставрации, поэтому сохранилась практически в первозданном виде.

К известным работам иконописца относятся:

  • роспись собора Рождества Богородицы;
  • росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря;
  • «Богоматерь Одигитрия»;
  • «Крещение Господне»;
  • «Сошествие в ад»

и другие.

Гурий Никитин (1620 — 1691)

Живописец Гурий Никитин был одним из известнейших мастеров фрески и иконописи в 17 веке. Где и кого учился художник своему мастерству неизвестно.

В 1670-х гг. он работал в Москве, где и стал жалованным иконописцем. Искусствоведы предполагают, что его кисти принадлежит роспись в следующих храмах:

  • Крестовоздвиженском соборе в Романове;
  • Архангельском соборе в Московском Кремле;
  • Спасском соборе Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

и некоторых других.

Симон Ушаков (1626 — 1686)

Русский иконописец и график Симон Ушаков родился и жил в Москве. Состоял на службе в Оружейной палате, его творчество нравилось царю Алексею Михайловичу, поэтому у него никогда не иссякали заказы, он был почитаем при дворе.

До нашего времени сохранилось немало работ, написанных мастером, но многие из них подверглись реставрации. Иконы, созданные его кистью, свидетельствовали о том, что он был очень талантливым человеком, отлично владел техниками рисования тех времен.

Интересный факт: живописец не стремился писать образы в соответствии с древними образцами, он приглядывался и к веяниям западного искусства, старался изобрести новые композиции, придавать фигурам святых движение и характер.

Его кисти принадлежат следующие работы:

  • «Христос Эммануил»;
  • «Христос – Великий Архиерей»;
  • «Богоматерь Елеуса Киккская»

и некоторые другие.

Алипий Печерский (около 1070 — 1114)

Алипий Печерский был известным иконописцем, мозаичистом, ювелиром, жившем в 9 веке. Также он имел статус преподобного святого. Иконописи учился у греческих мастеров.

Искусствоведы нашли летописные источники, согласно которым стало известно, что он был почитаем на Руси, обладал даром целителя, совершал чудеса, также чудесную силу имели иконы, написанные им.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Распределительный щит – сборка и монтаж своими руками. Лучшие варианты установки в квартире или частном доме

К сожалению, авторские произведения иконописца не сохранились до наших дней. В одном из источников сообщается, что художник написал пятифигурный Деисус, две наместные иконы.

Некоторые исследователи также пришли к выводу, что иконописец написал «Ярославскую Оранту», которая впоследствии была принесена в дар Успенскому собору, располагающемуся в Ростове.

Андрей рублев (14-15 вв.)

Великий иконописец земли русской, основавший иконописную школу и отразивший в своих работах величие Православной Руси — Андрей Рублев. Андрей Рублев расписывал многие храмы и монастыри Древней Руси. Кисти Андрея Рублева принадлежат несколько древних икон, самая значимая из которых — «Троица» Ветхозаветная.

Рублев Троица

За историю иконописи, творили разные мастера, и четыре величайших иконописца, упомянутые нами – это, конечно, далеко не весь список выдающихся мастеров. Русская земля всегда славилась дарованиями. Работы русских мастеров известны по всему миру, и высоко ценятся даже в тех странах, где собственная иконописная традиция очень развита, например, — Греция и окружающие ее острова.

, именную или какую-либо иную икону, поддерживая церковную традицию и помогая обрести свет веры своим близким.

Андрей рублев (около 1360 — 1428)

Гурий никитин (1620 — 1691)

Даниил черный (около 1350 — 1428)

На миниатюре: Фреска «Лоно Авраамово» кисти Даниила Черного. Множество книг и статей о русском иконописании также зачастую вспоминают о монахе Данииле только в контексте его совместной работы с автором великой «Троицы», однако, на деле его заслуги перед русской культурой этим отнюдь не исчерпываются.

Даниил Черный был не только старшим товарищем и наставником Рублева (cогласно знаменитой «Духовной грамоте» Иосифа Волоцкого), но и абсолютно самодостаточным и опытным художником, отличавшимся от многих своих современников не только поистине уникальным даром живописца, но и умением работать с композицией, цветом и характером рисунка.

Среди авторских работ Даниила Черного встречаются как фрески, так и иконы, наиболее известными из которых являются «Лоно Авраамово» и «Иоанн Предтеча» (Успенский собор Владимира), а также «Богоматерь» и «Апостол Павел» (Троице-Сергиева Лавра)

Интересный факт:совместные работы Даниила Черного с Андреем Рублевым поставили перед историками непростую проблему разделения их произведений, интересное решение которой предложил художник-искусствовед Игорь Грабарь. Иконами и фресками авторства Даниила Черного нужно признать те, в чертах которых просматриваются приметы предшествующей школы письма XIV века.

Дионисий (около 1440 — 1502)

На миниатюре: Икона «Сошествие во ад» кисти Дионисия. Имя Дионисия олицетворяет, пожалуй, лучшие и крупнейшие достижения московской иконописи XV-XVI веков. Историки и искусствоведы считают его своего рода продолжателем традиций Андрея Рублева, занимающим свое почетное место в ряду величайших русских иконописцев.

Самой ранней из известных работ Дионисия является чудом сохранившаяся до наших дней роспись церкви Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от Калуги (XV век). Спустя более сотни лет, в 1586 году, старый собор был разобран ради постройки нового. Каменные блоки с фресками Дионисия и Митрофана оказались использованы в его фундаменте, где и были успешно обнаружены много лет спустя. Сегодня эти фрески хранятся в московском музее древнерусской культуры и искусства и Боровском филиале Калужского краеведческого музея.

В 1479 году Дионисий написал иконостас для деревянной церкви Успения в Иосифо-Волоколамском монастыре, а еще через 3 года — образ Богоматери Одигитрии на обгоревшей греческой иконе из разрушенного в 1929 году Вознесенского монастыря в Московском Кремле.

Отдельного упоминания заслуживает работа Дионисия на севере России: около 1481 года им были написаны иконы для Спасо-каменного и Павлово-Обнорского монастырей под Вологдой, а в 1502 году — совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием — фрески для Ферапонтова монастыря на Белоозере.

Интересный факт: о манере письма Дионисия можно судить по великолепно сохранившимся фресками того самого Ферапонтова монастыря на Белоозере. Эти фрески никогда не переписывались и не подвергались серьезной реставрации, оставаясь таким образом максимально близкими к своему оригинальному виду и цветовой гамме.

Гурий никитин (1620 — 1691)

На миниатюре: Икона «Мученики Кирик и Иулитта» кисти Гурия Никитина) Фрески костромского художника-иконописца Гурия Никитина — не только пример великолепия и символичности русской иконописи, но по-настоящему уникальное для его времени сочетание декоративизма и монументальности в рамках одного произведения.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Полный обзор Motorola Edge с характеристиками. достоинствами, недостатками.

В непростом для русской церкви 1666 году Гурий Никитин принимает участие в возобновленных работах по росписи Архангельского собора Московского Кремля — кисти Никитина принадлежат изображения воинов-мучеников на столбах, а также отдельные части монументальной композиции «Страшный суд». Спустя 2 года Никитин пишет 4 иконы для московской церкви Григория Неокессарийского.

Однако, пожалуй, главным «профессиональным достижением» Гурия Никитина стала стенопись в ярославской церкви Ильи Пророка и костромском Ипатьевском монастыре. В эти годы он уже руководил группой иконописцев, выполняя при этом самую сложную часть работы — он в одиночку вычерчивал контуры всех фресок, которые потом дорисовывали ученики.

Интересный факт: если верить Дозорной книге 1664 года, выясняется, что Никитин — не фамилия, а отчество знаменитого иконописца. Полное имя мастера — Гурий Никитин (Никитович) Кинешемцев.

Симон ушаков (1626 — 1686)

На миниатюре: Икона Богородицы «Умиление» кисти Симона Ушакова. Фаворит царя Алексея Михайловича, любимый и единственный иконописец первых лиц государства, непревзойденный мастер рисунка и цвета, Симон Ушаков в определенном смысле обозначил своим творчеством начало процесса “обмирщения” церковного искусства.

Многие исследователи сходятся на том, что Ушакову не было равных в писании ликов — и именно по тому, как он писал их проще всего отследить, какие изменения — логичным образом совпавшие с церковной реформой патриарха Никона — произошли с русской иконописью. У Ушакова традиционный для русской иконописи лик Спасителя приобрел «новые, неведомые ему дотоле черты.

Еще одной важнейшей исторической особенностью творчества Ушакова становится тот факт, что в отличие от иконописцев прошлого, Ушаков подписывает свои иконы. На первый взгляд ничтожная деталь в сущности обозначает серьезнейший перелом в общественном сознании того времени — если раньше считалось, что рукой иконописца водит сам Господь — и хотя бы поэтому мастер не имеет морального права подписывать свою работу — то теперь ситуация меняется на полностью противоположную и даже религиозное искусство приобретает светские черты.

Интересный факт: Симон Ушаков активно занимался преподаванием иконописи. Среди прочих учился у него и Гурий Никитин.

Федор зубов (около 1647 — 1689)

На миниатюре: Икона «Илья Пророк в пустыне» кисти Федора Зубова. Исследователи русской иконописи сходятся на том, что главнейшей заслугой Федора Зубова стало стремление вернуть изображаемым ликам святых духовную значительность и непорочность. Иначе говоря, Зубов старался объединить лучшие достижения иконописи XVII века с достижениями более древних традиций.

Как и Симон Ушаков, Зубов работал при царском дворе и был одним из пяти «жалованных иконописцев». Проработав в столице больше 40 лет, Федор Зубов написал огромное количество икон, среди которых были изображения Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, пророка Илии, святителя Николая и многих других святых.

Интересный факт: «жалованным иконописцем» царского двора, то есть, мастером, ежемесячно получающим жалованье и через это — определенную уверенность в завтрашнем дне, Федор Зубов стал по принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло». Дело в том, что в начале 1660-х годов семья Зубова осталась практически без средств к существованию, и иконописец был вынужден написать челобитную царю.

Дионисий (около 1440 — 1502)

История жизни великого иконописца

О жизни Рублева сохранилось мало достоверной информации. Лишь короткие упоминания из летописи, где указывается, что Андрей – это его монашеское имя (а то, которое дали ему при крещении остается неизвестным), говорится о его сотрудничестве при восстановлении храмовых росписей с такими великими иконописцами того времени, как Феофан Грек, Даниил Черный и старец Прохор из Городца.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Автошампунь для бесконтактной мойки автомобиля: рейтинг лучших, пена, химия, какой лучше выбрать, топ, отзывы, хороший шампунь для ручной, автохимия, цены, таблица, как пользоваться, отзывы

Родился он предположительно в 1360 г., в семье ремесленников, так как рубель – это старинный деревянный инструмент для выделки шкур. Был пострижен в монахи, длительное время пребывал в разных монастырях. В 16 в. на Стоглавом соборе именно стиль Рублева был признан как образец иконописи. В монастырских летописях указывается, что последние дни он прожил в Москве, в Спасо-Андрониковом монастыре, где подвизался вместе с Даниилом Черным. Скончался иконописец предположительно в 1427 г., во время морового поветрия (эпидемии).

Канонизация

Канонизирован был лишь в 1988 (тысячелетие Крещения Руси) в чине преподобного, но, несмотря на это в русских летописях его издавна, вместе с Даниилом Черным, изображали с нимбами, что свидетельствует об их почитании как святых.

День памяти преподобного Андрея празднуется 17 июля, он – покровитель всех иконописцев!

Работы рублева

Кроме росписей на стенах храмов, до наших дней сохранились и некоторые иконы. Им были написаны 9 образов деисусного чина, но сохранились всего три, которые найдены невероятным образом: в 1918 г. была отправлена экспедиция для поиска старинных икон, которые искали в сараях, подвалах и других постройках вблизи храмов.

И вот в одном из таких сараев, под наколотыми дровами были обнаружены три большие черные доски. Реставратор, очистивший часть иконы, чуть не потерял сознание, поняв что найдены работы Рублева. Это иконы Спаса, Архангела Михаила и апостола Павла (предполагается, что этот образ мог написать Даниил Черный, так как стиль письма этой иконы более строг).

Неотразимой является его величайшая работа – икона Троица (1420 г.), где не видно никаких разделений между ипостасями Бога – все равны, едины. На ней изображены трое ангелов, сидящие за столом с жертвенной чашей и ведущие между собой безмолвный разговор. Нет четкой привязанности к ветхозаветному преданию.

Дымом писанные цвета, не знающие четких контуров, дышащие и светящиеся изнутри, несущие любовь и утешение – таков стиль работ гениального и святого иконописца, преподобного Андрея Рублева!

Федор зубов (около 1647 — 1689)

Феофан грек (14-15 вв.)

Один из самых знаменитых мастеров иконописи был рожден около 1340 года в Византии. Он расписывая храмы Византийской Империи. Но всемирную славу Феофану Греку было суждено обрести на русской земле. Он начал расписывать русские церкви, свою первую фреску мастер создал в храме Спаса Преображения, которая сохранена до нынешнего времени. Кисти Феофана Грека принадлежат икона Преображения Господа Иисуса Христа на горе Фавор, образ Матери Божией «Донская и др.

Феофан грек (около 1340 — около 1410)

Цели и задачи рублева

Письменность и умение читать, кажущиеся такими очевидными и простыми в наше время, в далеких 14-15 вв. были роскошью, доступной немногим. Именно поэтому, иконы должны были нести огромный объем информации, заменяя, на сколько это возможно, для многих книги. Например, при восстановлении Успенского собора во Владимире, Рублев решает изобразить на стенах храма образы из Символа Веры, желая тем самым напомнить все догматы Православия, но главной целью его работ было отображение на иконах Божественной любви, милости, прощения всех грехов по молитвам людей, уставших от набегов врагов и других бед. Даже картины Страшного суда в его исполнении исполнены светлой радости, торжества добра!

Похожие статьи:

  1. 10 потрясающих диких кошек. Энциклопедия. Материал для реферата
  2. Рейтинг фитнес браслетов для плавания 2020 (окт)
  3. Самая полезная морская и речная 🐟рыба для здоровья человека
  4. 15 лучших газовых варочных панелей — Рейтинг 2020 года
Оцените статью