Содержание
- Список основных произведений чайковского
- «гроза» и «снегурочка»
- Времена года
- 10 знаковых произведений чайковского
- Вальс из балета «Спящая красавица» (1889)
- Славянский марш
- «Вальс цветов» (1892)
- Детский альбом
- Евгений Онегин
- Пиковая дама
- Балеты чайковского
- Концерт для скрипки с оркестром
- Сюжет на всю жизнь — «ромео и джульетта»
- Список основных произведений чайковского
- «гроза» и «снегурочка»
- Времена года
- 10 знаковых произведений чайковского
- Вальс из балета «Спящая красавица» (1889)
- Славянский марш
- «Вальс цветов» (1892)
- Детский альбом
- Евгений Онегин
- Пиковая дама
- Балеты чайковского
- Концерт для скрипки с оркестром
- Сюжет на всю жизнь — «ромео и джульетта»
Список основных произведений чайковского
ОПЕРЫ
«Воевода» (1868) «Ундина» (1869) «Опричник» (1872)
«Кузнец Вакула» (1874), 2-я ред. — «Черевички» (1885)
«Евгений Онегин» (1878)
«Орлеанская дева» (1879)
«Мазепа» (1883)
«Чародейка» (1887)
«Пиковая дама» (1890)
«Иоланта» (1891)
БАЛЕТЫ
«Лебединое озеро» (1876)
«Спящая красавица» (1889)
«Щелкунчик» (1892)
МУЗЫКА К ТЕАТРАЛЬНЫМ СПЕКТАКЛЯМ
«Снегурочка» (1873)
СИМФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Первая симфония «Зимние грезы» (1866)
Вторая симфония (1872, ок. ред. — 1879)
Третья симфония (1875)
Четвертая симфония (1877)
«Манфред» (1885)
Пятая симфония (1888)
Шестая симфония — «Патетическая» (1893)
УВЕРТЮРЫ-ФАНТАЗИИ
«Ромео и Джульетта» (1869, 2-я ред. — 1870, 3-я ред. — 1880) «Гамлет» (1888)
ФАНТАЗИИ
«Фатум» (1868) «Буря» (1873)
«Франческа да Римини» (1876)
УВЕРТЮРЫ (ВСЕГО 5)
«Гроза» (1864) «1812 год» (1880)
ДРУГИЕ СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ ОРКЕСТРА
«Итальянское каприччио» (1880)
«Серенада для струнного оркестра» (1880)
«Воевода» — баллада (1891)
4 оркестровые сюиты (1879, 1883, 1884, 1887)
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КОНЦЕРТЫ И КОНЦЕРТНЫЕ ПЬЕСЫ
3 концерта для фортепиано с оркестром (1875, 1880—1893, 1893)
Концерт для скрипки с оркестром (1878)
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (1876)
«Меланхолическая серенада» (1875)
«Вальс-скерцо» (1877)
ХОРОВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
4 кантаты, в том числе «Москва» (1883)
«Литургия Иоанна Златоуста» (1878)
«Всенощное бдение» (1881)
Хоры a cappella: «Соловушко», «Ночевала тучка золотая», «Вечер» и др,
КАМЕРНЫЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ
3 струнных квартета (1871, 1874, 1876)
Фортепианное трио «Памяти великого художника» (1882)
«Воспоминание о Флоренции», струнный секстет (1892)
ФОРТЕПИАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Свыше 100, в том числе: Романс фа минор ор. 5,
Вальс фа-диез минор ор 40, «Ната-вальс», «Думка», «Детский альбом» (24 легкие пьесы, 1878),
«Времена года» (1876), Соната до-диез минор,
Большая соната соль мажор, Шесть пьес ор. 19, Шесть пьес ор. 51, 18 пьес ор. 72.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СКРИПКИ С ФОРТЕПИАНО
«Размышление», «Вальс-скерцо», «Мелодия» ор. 42
КАМЕРНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Свыше 100 романсов (ор. 6, 25, 27, 28, 38, 47, 54, 57, 60, 63, 65, 73)
Шесть дуэтов ор. 46
Список из книги
«гроза» и «снегурочка»
Еще два известных произведения Петра Ильича Чайковского связаны с творчеством русского драматурга Александра Островского. Композитор был почитателем его творчества. В итоге родились увертюра «Гроза» и музыка к спектаклю «Снегурочка».
Музыка к спектаклю Островского «Гроза» — это очередное обращение композитора к теме социального неравенства, несправедливости и несчастной любви. Драматизм музыки показывает, как нелегко в современном обществе противостоять грозному общественному окружению, преодолеть общественные порядки.
Музыкальная композиция, написанная к сюжету русской народной сказки «Снегурочка» стала настоящим шедевром творчества Чайковского. Это произведение – кульминация в совместной работе двух художников. В «Снегурочке» Чайковского есть и колоритные образы русских сказок, и богатые краски национальных костюмов, и магия русской природы. Есть в нем и привычная для Чайковского философская идея — всепобеждающая сила природы и нравственная чистота человека.
Источник
Времена года
Известно, что над аналогичной идеей в свое время поработал мировой композитор А. Вивальди. Однако Петр Ильич решил добавить изюминки в свой цикл «Времен года», поделив его не на 4 общепризнанных сезона, а на 12 месяцев. При этом каждому из них был посвящен лично подобранный эпиграф из классической поэзии.
Пьесы не только соответствуют месяцам года и имеют оригинальные названия (например, «Февраль: Масленица»), но и четко передают их настроение и эмоции.
Не правда ли прекрасная подборка? Сразу захотелось освежить в памяти лучшие произведения, ведь они помогают выкинуть из головы ненужные мысли и настроиться на творчество и продуктивные размышления.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: Самые востребованные профессии в мире
10 знаковых произведений чайковского
Любимец столичной публики, в числе почитателей его таланта была вся императорская семья и лично Александр III, композитор, чьи произведения при жизни ставили на лучших сценах Петербурга, Москвы, Лондона, Парижа, Лейпцига и Гамбурга, в самом начале своего творческого пути Петр Чайковский мечтал хоть немного походить на композитора Михаила Глинку и долгое время занимался музыкой как любитель. В день смерти гения, 6 ноября, вспомним его самые известные музыкальные произведения.
Любовь к музыке у Чайковского проявилась уже с четырех лет, когда его впервые начали обучать игре на фортепиано, но домашние учителя так и не разглядели в маленьком мальчике никаких выдающихся способностей, и старались просто развить в нем музыкальный вкус. Уже в 10 лет Чайковского отдают в училище правоведения, готовя к карьере юриста. После окончания, Петр Ильич, как примерный сын, поступает на службу чиновником в Министерство юстиции, а затем несколько лет успешно работает в чине титулярного советника на государственной службе. Жизнь в столице и регулярные посещения оперных театров приводят его в только что открывшуюся Петербургскую консерваторию. Поступив в неё в 1861 году, молодой Чайковский забывает о карьере чиновника и навсегда связывает себя с музыкой.
Сюжет на всю жизнь — «Ромео и Джульетта»
Первым произведением, после которого о нём заговорила музыкальная общественность Петербурга и Москвы, стала увертюра (вступление) «Ромео и Джульетта», написанная по одноименной трагедии Уильяма Шекспира. Музыкальная проба «Ромео и Джульетта» станет сюжетом на всю жизнь. Чувство незаконченности произведения, желание вернуться и сделать из великой трагедии оперу сопровождало Чайковского весь его творческий путь. Незадолго до внезапной смерти автор вместе со своим младшим братом и верным помощником Модестом начнет работу над оперой, но не успеет.
«Большая балетная тройка»
Народную любовь и почитание на все времена принесли Петру Ильичу Чайковскому три его шедевра – три музыкальных произведения для балета – «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Композитор впервые пересмотрел отношение к балетной музыке. Благодаря ему, музыка к балету перестала быть прикладной, просто сопровождающей танцевальные номера. Музыкальные образы развиваются у Чайковского так же, как в опере или симфонии, и имеют свою драматургию.
Первый успех пришёл к «Лебединому озеру» после премьеры балета в московском Большом театре 20 февраля 1877. Спектакль стоял в репертуаре до 1883 года, пока в полную негодность не пришли декорации постановки.
«Спящую красавицу», написанную по одноименной сказке Шарля Перро, музыкальные критики окрестили «французской сказкой, распетой на русский лад». Композитор, используя музыкальные образы, поднимает вечную проблему — борьбу добра со злом, победу красоты и любви. Именно в «Спящей красавице», несмотря на сюжет французской сказки, впервые будет так ярко видна «национальность» русского балета.
Над «Щелкунчиком» Чайковский работал незадолго до смерти. Всеми любимый сказочный балет сегодня, во времена Чайковского воспринимался неоднозначно. Традиционно в русском балетном театре «Щелкунчик» считался оптимистической детской сказкой. У Чайковского же за пышностью и красотой сценического оформления скрывался философский подтекст сюжета. Примечательно, что уже после смерти автора, с началом Первой мировой войны и ростом патриотических настроений в России, сюжет балета русифицировался, и главная героиня Мари стала зваться Машей. Фрица при этом переименовывать не стали.
Оперное творчество
Чайковский считается признанным мастером опер. Самые известные – пушкинские «Пиковая дама» и «Евгений Онегин». Еще при жизни композитора они успешно ставились не только в России, но и за рубежом. Обращение к сюжету «Онегина» многие связывают с личными обстоятельствами жизни композитора, когда, почти как в романе Пушкина, он получил письмо от девушки с признанием в любви. После непродолжительного общения, он решает на ней жениться. Таким образом, личная судьба композитора развивалась на фоне сочинения оперы. Долгое время Чайковский не верил в успех «Евгения Онегина», называя эту оперу скромным произведением, написанным по внутреннему увлечению.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: 10 дорогих ресторанов мира: цены, фото – Большой рейтинг
Сюжет пушкинской повести «Пиковая дама» во многом был изменен композитором. У Чайковского в основе лежит не мистика, не простое сумасшествие главного героя из-за желания обогатиться, а социальная драма. Композитор, изменив время действия повести, добавив любовный элемент, превратил пушкинское произведение в тонкую социально-психологическую трагедию о социальном неравенстве.
«Ундина» — вторая опера Чайковского. Средневековая «Ундина», написанная Жуковским, была любимой книгой в семье Чайковских. Ундиночкой называли его сестру Александру. Судьба оперы очень драматична. Написанная на одном дыхании, она так и не была поставлена на сцене полностью. Дирекция императорских театров отказала автору в постановке, не увидев в ней ничего примечательного. В сердцах Чайковский уничтожил оперу в 1873 году. До наших дней, благодаря сохранившемуся архиву композитора, дошли только её отрывки.
Опера о любви слепой девушки «Иоланта» была заказана Чайковскому в 1891 году директором Императорских театров и стала последней в творчестве композитора. В ней уже зрелый автор вновь обращается к философии. Во время работы над произведением Чайковский увлеченно изучает философские сочинения Спинозы. Благодаря этому ему удается донести до слушателя идею разума, нравственности и чистоты.
«Гроза» и «Снегурочка»
Еще два известных произведения Петра Ильича Чайковского связаны с творчеством русского драматурга Александра Островского. Композитор был почитателем его творчества. В итоге родились увертюра «Гроза» и музыка к спектаклю «Снегурочка».
Музыка к спектаклю Островского «Гроза» — это очередное обращение композитора к теме социального неравенства, несправедливости и несчастной любви. Драматизм музыки показывает, как нелегко в современном обществе противостоять грозному общественному окружению, преодолеть общественные порядки.
Музыкальная композиция, написанная к сюжету русской народной сказки «Снегурочка» стала настоящим шедевром творчества Чайковского. Это произведение – кульминация в совместной работе двух художников. В «Снегурочке» Чайковского есть и колоритные образы русских сказок, и богатые краски национальных костюмов, и магия русской природы. Есть в нем и привычная для Чайковского философская идея — всепобеждающая сила природы и нравственная чистота человека.
[Источник]http://www.spb.aif.ru
Вальс из балета «Спящая красавица» (1889)
Ещё одна всемирно известная мелодия Петра Ильича Чайковского — вальс из балета «Спящая красавица». Хотя партитура балета множество раз менялась, это произведение всегда оставалось «изюминкой» балета.
Славянский марш
Заказ на мощное историческое произведение «Славянский марш» поступил композитору от дирекции Русского музыкального сообщества. Последнее хотело посвятить мелодию сражению славянских народов региона Балкан против Османского неприятеля (события Русско-турецкой войны).
Чайковский назвал свое произведение «Сербо-русским маршем», но впоследствии его переименовали. В произведении можно услышать музыкальные ноты, характерные для народной сербской музыки, а также фрагменты известной темы «Боже, царя храни!».
И если вы думаете, что это серьезное историческое произведение неактуально для современности, то ошибаетесь. Например, в 1985 году знаменитая группа Accept, исполняющая «тяжелый металл», взяла мелодию из марша в начало ключевой песни своего популярного альбома.
«Вальс цветов» (1892)
Вальс цветов – это одно из известнейших произведений Чайковского из балета «Щелкунчик», который и сегодня собирает аншлаги в Мариинке и в Большом театре. Вальс исполняют 36 балерин и столько же танцоров в костюмах цветов. На сцене они празднуют свадьбу принца Щелкунчика и Мари.
https://www.youtube.com/watch?v=5THQX9645D0
Именно в балете Чайковского исполнила одну из своих лучших партий — партию умирающего лебедя — Майя Плисецкая. 10 «золотых» правил великой балерины и сегодня являются своеобразными постулатами, которые помогают в жизни даже людям, далёким от театральной сцены.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: 👍Обзор лучших декоративных фонтанов на 2020 год со всеми достоинствами и недостатками
Детский альбом
Знаменитый сборник произведений «Детский альбом» содержит 24 легкие для исполнения фортепианные пьесы, по которым удобно начинать знакомить детей с миром музыки. На создание альбома в 1878 году у композитора ушло 3 месяца. Свое творение Чайковский посвятил племяннику Володе Давыдову.
Известный аналитик творчества композитора сообщает, что «Детский альбом» можно смело вносить в золотой фонд не только отечественной, но и мировой музыкальной литературы для подрастающего поколения.
Почти столетие спустя на студии «Союзмультфильм» выпустили анимационную зарисовку, которая была положена на музыку из альбома. А еще через два десятка лет был поставлен балет, который стал лауреатом на Международном фестивале.
Евгений Онегин
А заказ на знаменитую оперу «Евгений Онегин» Петр Ильич получил от известной певицы Елизаветы Лавровской весною 1877 года. Женщина захотела получить музыкальное воплощение пушкинского сюжета. Чайковский, глубоко чтящий наследие Александра Сергеевича, полностью вовлекся в работу и создавал мелодию всю ночь кряду.
Также в своем письме к коллеге С. Танееву композитор сообщил, что хочет положить на музыку очень сильную и немного интимную драму, которая могла бы реализовать и его внутренние конфликты, заставить пережить уникальные эмоции. Примечательно, что летом того же года Чайковский неожиданно для всех женился на своей бывшей студентке, которая была младше на восемь лет. Импульсивный брак распался через пару недель, что положило отпечаток и на музыкальную часть оперы.
Пиковая дама
«Пиковая дама» — эту оперу Чайковский писал на заказ для администрации Императорского театра, представители которой обратились к нему в 1887 году. Сюжет был предложен сценаристом Иваном Всеволожским, который, в свою очередь, позаимствовал его из повести Александра Пушкина.
Изначально композитор отказался браться за этот заказ, так как не увидел в тексте достаточной сценичности. Однако, через 2 года он передумал и с энтузиазмом приступил к написанию прекрасной оперной музыки.
После премьеры в России произведение было заимствовано в репертуары американских и европейских странах, а слова переводились на чешский и немецкий языки.
Балеты чайковского
В творческом наследии композитора балетов всего три, не так много по сравнению с другими формами музыкальных произведений. Но зато какие это балеты! По крайней мере, два из них — «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» — побили все мировые рекорды популярности у зрителей и почитателей балета.
Про известные фильмы и книги есть такое выражение — «разобраны на цитаты». Мне кажется. нечто подобное можно сказать и про балеты Чайковского: они сплошь состоят из любимых и узнаваемых мелодий.
Концерт для скрипки с оркестром
Как и вышеназванный фортепианный концерт, это произведение входит в обязательную программу Международного конкурса академических исполнителей имени Чайковского. Интересная подробность: это изысканно-виртуозное произведение Петр Чайковский изначально посвятил Леопольду Семеновичу Ауэру. Предполагая, что этот композитор, музыкант и педагог и будет первым исполнителем. И что же?
Сюжет на всю жизнь — «ромео и джульетта»
Первым произведением, после которого о нём заговорила музыкальная общественность Петербурга и Москвы, стала увертюра (вступление) «Ромео и Джульетта», написанная по одноименной трагедии Уильяма Шекспира. Музыкальная проба «Ромео и Джульетта» станет сюжетом на всю жизнь. Чувство незаконченности произведения, желание вернуться и сделать из великой трагедии оперу сопровождало Чайковского весь его творческий путь. Незадолго до внезапной смерти автор вместе со своим младшим братом и верным помощником Модестом начнет работу над оперой, но не успеет.
Похожие статьи: