Содержание
- Основоположник абстракционизма
- «синий всадник». 1911–1914
- № 1. казимир малевич — 60 млн долл.
- № 19. константин маковский — 2,03 млн фунтов
- № 4. марк шагал — 16,3 млн долл.
- Заклинатель будущего. 13 картин василия кандинского
- Заклинатель будущего. 13 картин василия кандинского
- Кандинский и революция. 1914–1921
- Отец абстрактной живописи василий кандинский
- Работа с цветовыми пятнами
- Рекорды продаж, уходы, цены на картины кандинского
- Становление художника. 1896–1911
- Основоположник абстракционизма
- «синий всадник». 1911–1914
- № 1. казимир малевич — 60 млн долл.
- № 19. константин маковский — 2,03 млн фунтов
- № 4. марк шагал — 16,3 млн долл.
- Заклинатель будущего. 13 картин василия кандинского
- Заклинатель будущего. 13 картин василия кандинского
- Кандинский и революция. 1914–1921
- Отец абстрактной живописи василий кандинский
- Работа с цветовыми пятнами
- Рекорды продаж, уходы, цены на картины кандинского
- Становление художника. 1896–1911
Основоположник абстракционизма
Кандинский, как и большинство художников, постоянно искал себя. Он знакомился с принципами фовизма, экспрессионизма и другими модными направлениями живописи. Но ему хотелось сосредоточиться на выражении всего чувственного без привязки к материальным формам. Свои искания он описал в книге «О духовном искусстве», оказавшей значительное влияние на целую плеяду художников.
Само же видение того, как именно уйти от формы, пришло к живописцу во время одного интересного эпизода. Продолжая обдумывать свои открытия, Кандинский внезапно увидел невероятный холст, который поразил его своим великолепием и содержал какой-то непонятный сюжет. Оказалось, что это его собственная картина, поставленная на бок.
Осваивая новое для себя абстрактное направление, Кандинский выделил три разных типа картин. Наивысшей формой абстракции он считал композицию, поскольку именно она демонстрировала стихию движения и была призвана полностью захватить чувства зрителя. Это было сродни музыке, уводящей человека от размышлений в мир ощущений. По этой причине композиции художника никогда не имели названий и отличались только номерами.
К другим формам абстракции он относил импровизацию (бессознательная передача накопленных от мира впечатлений) и импрессию (сознательное отображение окружающего мира).
«синий всадник». 1911–1914
Так называлась картина, написанная Кандинским в 1903 году, альманах и художественное объединение, которые появились в 1911-м. Его вдохновители — друзья-художники Василий Кандинский и Франц Марк. Теперь «акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, югендстиль и теософия Рудольфа Штайнера», — писал живописец.
Мастерская художника стала научной лабораторией, в которой ставились опыты, ради получения нового знания. Не будем забывать, что Кандинский был ученым и поиск истины, взаимосвязь современных теорий и современного искусства были очень важны для него. Эти опыты вылились в книгу Кандинского «О духовном в искусстве» — первый труд художника, посвященный абстракции.
«Живопись есть искусство, и искусство в целом не есть бессмысленное созидание произведений, расплывающихся в пустоте, а целеустремленная сила; она призвана служить развитию и совершенствованию человеческой души… Живопись — это язык, который формами, лишь ему одному свойственными, говорит нашей душе о ее хлебе насущном».
№ 1. казимир малевич — 60 млн долл.
К. Малевич. «Супрематиическая композииция». 1916
Автор «Черного квадрата» — слишком важная персона, чтобы его произведения часто встречались в свободной продаже. Вот и эта картина попала на аукцион весьма сложным путем. В 1927 году Малевич, собираясь устроить выставку, привез из своей ленинградской мастерской в Берлин почти сотню работ.
Однако его срочно отозвали на родину, и он оставил их на хранение архитектору Хуго Херингу. Тот сберег картины в сложные годы фашистской диктатуры, когда их вполне могли уничтожить как «дегенеративное искусство», и в 1958 году, уже после смерти Малевича, продал их государственному музею Стеделек (Голландия).
В начале XXI века группа наследников Малевича, почти сорок человек, начала судебное разбирательство — потому что Херинг не являлся юридическим владельцем картин. В результате музей отдал им эту картину, и отдаст еще четыре, которые наверняка вызовут фурор на каком-нибудь аукционе. Ведь Малевич — один из самых подделываемых художников в мире, а происхождение картин из музея Стеделек безупречно. А в январе 2020 года наследники получили еще одну картину с той берлинской выставки, отобрав ее у швейцарского музея.
№ 19. константин маковский — 2,03 млн фунтов
К. Маковский. «Из повседневной жизни русского боярина в конце XVII века». 1868
Маковский — салонный живописец, известный огромным количеством головок боярышень в кокошниках и сарафанах, а также картиной «Дети, бегущие от грозы», которую одно время постоянно печатали на подарочных коробках шоколадных конфет. Его сладкие исторические картины пользуются стабильным спросом среди русских покупателей.
Тема этой картины — древнерусский«поцелуйный обряд». Знатным женщинам на Древней Руси не разрешалось покидать женскую половину, и только ради почетных гостей они могли выйти, поднести чарку и (самая приятная часть) позволить поцеловать себя.
№ 4. марк шагал — 16,3 млн долл.
М. Шагал. «Юбилей». 1923
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: Карл Брюллов – биография и картины художника в жанре Неоклассицизм, Романтизм – Art Challenge
Еще одна покупка 1990-х годов, которая в наши дни оказалась бы намного дороже — и, как «Фуга» Кандинского — из музея Гугенхайма. Картина золотого периода Шагала на его излюбленный сюжет, который он будет повторять бесчисленное число раз — полет вместе с обожаемой женой Белой.
Картина называется «Юбилей» и датируется 1923 годом, но любопытно, что в знаменитом нью-йорском музее современного искусства МОМА с 1949 года хранится абсолютно такая же картина 1915 года под названием «День рождения». Какой именно семейный праздник здесь изображен — в принципе, неважно: главное, что семейная пара сливается в поцелуе.
- Обратите внимание, с 12 июня по 30 сентября 2020 года Третьяковская галерея обещает устроить выставку Шагала. Подробней о Шагале и его женах читайте в нашем обзоре вернисажей ГТГ в 2020 году.
Заклинатель будущего. 13 картин василия кандинского
Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, в связи с чем в детстве часто переезжал, но в 1871 году семья осела в Одессе. Здесь он окончил гимназию, получив в том числе художественное и музыкальное образование.«Лодки Рапалло», Василий Кандинский, год неизвестен. В 29 лет Кандинский оказался на выставке импрессионистов в Москве и под впечатлением от «Стога сена» Моне решил стать художником. Параллельно с этим он устроился на работу художественным директором типографии «Товарищества И. Н. Кушнерёва и К°» в Москве.«Урок с каналом», Василий Кандинский, 1901 год. Вскоре Кандинский сам начинает преподавать в летней школе, а также создаёт творческое объединение художников «Фаланга». Он также знакомится с 25-летней Габриэль Мюнтер, которая позже под его влиянием станет яркой представительницей экспрессионизма.«Габриэль Мюнтер», Василий Кандинский, 1905 год. Вторая половина 10-х годов XX века, проведённая в Германии, считается расцветом почерка художника. Именно в этот период своего творчества Кандинский нашёл собственный стиль, используя приёмы нефигуративного искусства.«Осень в Баварии», Василий Кандинский, 1908 год. Основной идеей абстракционизма был отказ от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре, вместо этого целью работ было достижение гармонии цветовыми сочетаниями и геометрическими формами.«Композиция IV», Василий Кандинский, 1911 год. По окончании Первой мировой войны Василий Кандинский вернулся в Москву. Здесь он вплотную подошёл к общественной работе, был инициатором создания Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук.«Москва I», Василий Кандинский, 1916 год Впрочем, активность художника не находит понимания у советских властей, в связи с чем в 1921 году он возвращается в Мюнхен. В этот период он также создаёт ряд значительных работ, позже ставших «визитной карточкой» абстракционизма.«Композиция VIII», Василий Кандинский, 1923 год. С приходом к власти фашистов работы Кандинского были отнесены к «дегенеративному искусству», в связи с чем его картины перестают выставляться. Художник переезжает во Францию, где включается в местные художественные течения.«Мрачное Положение», Василий Кандинский, 1933 год. Сейчас Василий Кандинский считается одним из самых влиятельных художников XX века, его считают основоположником абстракционизма. Кандинский также остаётся одним из самых известных русских художников в современном искусстве.«Умеренный Элан», Василий Кандинский, 1944 год.
Заклинатель будущего. 13 картин василия кандинского
Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, в связи с чем в детстве часто переезжал, но в 1871 году семья осела в Одессе. Здесь он окончил гимназию, получив в том числе художественное и музыкальное образование.«Лодки Рапалло», Василий Кандинский, год неизвестен.В 29 лет Кандинский оказался на выставке импрессионистов в Москве и под впечатлением от «Стога сена» Моне решил стать художником. Параллельно с этим он устроился на работу художественным директором типографии «Товарищества И. Н. Кушнерёва и К°» в Москве.«Урок с каналом», Василий Кандинский, 1901 год.Вскоре Кандинский сам начинает преподавать в летней школе, а также создаёт творческое объединение художников «Фаланга». Он также знакомится с 25-летней Габриэль Мюнтер, которая позже под его влиянием станет яркой представительницей экспрессионизма.«Габриэль Мюнтер», Василий Кандинский, 1905 год.Вторая половина 10-х годов XX века, проведённая в Германии, считается расцветом почерка художника. Именно в этот период своего творчества Кандинский нашёл собственный стиль, используя приёмы нефигуративного искусства.«Осень в Баварии», Василий Кандинский, 1908 год.Основной идеей абстракционизма был отказ от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре, вместо этого целью работ было достижение гармонии цветовыми сочетаниями и геометрическими формами.«Композиция IV», Василий Кандинский, 1911 год.По окончании Первой мировой войны Василий Кандинский вернулся в Москву. Здесь он вплотную подошёл к общественной работе, был инициатором создания Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук.«Москва I», Василий Кандинский, 1916 годВпрочем, активность художника не находит понимания у советских властей, в связи с чем в 1921 году он возвращается в Мюнхен. В этот период он также создаёт ряд значительных работ, позже ставших «визитной карточкой» абстракционизма.«Композиция VIII», Василий Кандинский, 1923 год.С приходом к власти фашистов работы Кандинского были отнесены к «дегенеративному искусству», в связи с чем его картины перестают выставляться. Художник переезжает во Францию, где включается в местные художественные течения.«Мрачное Положение», Василий Кандинский, 1933 год.Сейчас Василий Кандинский считается одним из самых влиятельных художников XX века, его считают основоположником абстракционизма. Кандинский также остаётся одним из самых известных русских художников в современном искусстве.«Умеренный Элан», Василий Кандинский, 1944 год.
Кандинский и революция. 1914–1921
С началом Первой мировой войны Кандинский расстается с Габриэлой Мюнтер и переезжает в Москву. Здесь в 1916 году он встречает Нину Андреевскую, свою третью жену. В послереволюционной России у Кандинского много дел: он сотрудничал с ИЗО Наркомпроса, создавал музеи современного искусства в 22 городах провинции, преподавал в «Свободных мастерских» и ВХУТЕМАСе.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: “Каша из топора”: диетические эконом-рецепты на каждый день |
Однако учение Кандинского в штыки восприняли конструктивисты Варвара Степанова, Александр Родченко и Любовь Попова, ставившие во главу угла рациональный подход. Живописец критиковал их в ответ: «Если художник использует абстрактные средства выражения, это еще не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник. <…> Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом».
Проникновение социалистической идеологии в искусство Кандинскому не по душе. В декабре 1921 года он отбыл с женой в Берлин для организации там отделения Российской академии художественных наук. И больше в Россию не возвращался.
Отец абстрактной живописи василий кандинский
Василий Васильевич родился в 1866 году в семье московского предпринимателя. В детстве мальчик много путешествовал вместе с родителями по России и Европе. Затем семья перебралась в Одессу, где ребенка обучали на дому рисованию.
Кандинский, как и многие молодые люди того времени из состоятельных семей, получил юридическое образование, из-за чего его становление как художника началось ближе к зрелым годам. Отказавшись от блестящей юридической карьеры и предложенного ему места профессора, 30-летний мужчина окончательно решил стать художником. Живописи он обучался вначале в частной школе Антона Ажбе, а затем в академии художеств Мюнхена.
Кандинский был деятельным человеком. Он организовывал выставки, создал объединение художников «Фаланга», «Новое мюнхенское художественное объединение», а также группу экспрессионистов и издание «Синий всадник», занимал много почетных должностей, например работал вице-президентом РАХН. Многочисленные поездки в разные страны, знакомства с художниками новых направлений существенно повлияли на творчество живописца. Не зря его считают основоположником абстракционизма.
К числу наиболее известных работ Кандинского относят картины «Старый город», «К городу», «Синий всадник», «Осень в Мурнау», «На белом II», «Первая абстрактная акварель», «Квадраты с концентрическими кругами», «Амазонка» и другие.
Скончался художник в 1944 году во Франции в 77 лет.
Работа с цветовыми пятнами
После знакомства с живописью Матисса, Пикассо и некоторых других художников, Кандинский всерьез увлекся теорией влияния цвета на человека. Подражая работам Матисса, художник осознал, что цвет и форма могут изображаться без привязки к конкретным предметам.
Тщательно изучив цветовые принципы Гете, Кандинский пришел к собственной теории, доказывающей появление у человека определенных эмоций при созерцании конкретного цвета. Например, зеленое ассоциировалось с неподвижностью и отсутствием эмоций, синий цвет вызывал спокойствие и печаль, красный светлого оттенка — радость, прилив энергии, решительность.
Большое влияние на Кандинского оказывали и характеристики самих красок — их блеск, бархатистость и даже запахи.
Рекорды продаж, уходы, цены на картины кандинского
В годы своей зрелой жизни художник совершил настоящий переворот в живописи, став основоположником абстракционизма. Но сколько стоят картины Кандинского сегодня и представляют ли ценность для общества? Для ответа на этот вопрос проанализируем данные аукционов за последние десятилетия.
Еще в 1990 году, когда на абстрактное искусство был огромный спрос, на аукционе Sotheby`s появилась картина Кандинского «Фуга». Полотно ушло в Фонд Бейлеров и было выставлено в швейцарском музее этого фонда, расположенном в Базеле.
В следующие десятилетия состоялось еще несколько продаж, многие из которых оценивались миллионами долларов. Назовем среди самых крупных продаж такие: «Белый звук» (продана за 23 млн долларов на аукционе Sotheby`s в 2007 году), «Этюд к импровизации 3» (купили за 21 млн долларов), полотно «Импровизация 8. Этюд» (ушло за 23 миллиона), картина «Прямые и кривые» (продана за 23,3 млн долларов).
Отдельно рассмотрим аукцион Sotheby`s 2020 года, так как именно на нем работы Кандинского дважды установили рекорд. Первой выставили на продажу картину «Мурнау. Пейзаж с зелёным домом». Красочное полотно, знаменующее переход Кандинского к абстракционизму, около ста лет до этого находилось в частной коллекции, поэтому коллекционеры не пожалели за него 26,4 миллиона долларов. Тем самым был побит предыдущий рекорд в 23,3 миллиона.
Однако рекорд продержался всего несколько лотов, пока не стартовала битва за холст «Картина с белыми лилиями». Картина вызвал огромный интерес, как и все значительные работы Кандинского, оказавшиеся в частных коллекциях. Ее привезли в Россию в 1914 году. Позже она попала в Музей живописной культуры Москвы, затем в Третьяковскую галерею откуда перешла к немецкому коллекционеру В. Хаку. Коллекционеры 13 минут бились за шедевр Кандинского, пока цена не достигла рекордной планки 41,8 млн долларов.
Некоторые холсты известного авангардиста поджидала и другая участь. Так, в 2004 году была найдена и возвращена России украденная двумя годами ранее картина Кандинского «Абстракция». Полотно должны были реставрировать в Швейцарии, однако недобросовестная компания решила присвоить эту и еще три картины других авторов себе.
А три произведения серии «Композиции» были уничтожены нацистами, так как они не соответствовали художественным вкусам Гитлера. До наших дней дошел лишь эскиз одного из холстов и фотография другой.
Данные об уходах картин позволяют сделать примерные выводы о том, сколько стоят картины Кандинского в настоящее время. Это не значит, что такой же популярностью будет пользоваться любой холст. Здесь важно учитывать многие факторы: в какой творческий период художник создал произведение, какого оно размера, в каком состоянии, какую имеет историю и другие моменты.
Становление художника. 1896–1911
К тому времени Василий Кандинский окончательно разочаровался в науке: «Я решил оставить свои занятия наукой. <…> Прежде всего я убедился, что неспособен к постоянному усидчивому труду, но во мне нет еще более важного условия — нет сильной, захватывающей все существо любви к науке, а самое важное — во мне нет веры в нее».
Кандинский продолжал рисовать, будучи ученым, а все свободное время отдавал искусству, музеям, театру… В 1895 году картина «Стога» Клода Моне и опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» потрясли Кандинского. И в 1896-м он отправляется в Германию, в Мюнхен, в частную школу художника Антона Ажбе. Там кроме него учились Алексей Явленский, Марианна Веревкина, Мстислав Добужинский, Кузьма Петров-Водкин, Игорь Грабарь.
В 1900-м Кандинский поступил в Мюнхенскую академию живописи, в класс Франца фон Штука, одного из лучших немецких рисовальщиков. Учитель был доволен учеником, хотя и находил его палитру слишком яркой.
Активный, бьющий энергией Василий Кандинский как магнит притягивал к себе людей и как вирус заражал их своими идеями. Он организовал группировку «Фаланга», в которой сам устраивал выставки и сам преподавал. На одном из таких уроков и произошла встреча художника с ученицей Габриэлой Мюнтер, его второй женой.
С ней Кандинский путешествовал по Европе, посещал Америку и Россию. Затем вернулся в Баварию, поселился в Мурнау и продолжил эксперименты — писал экспрессионистские пейзажи окрестностей, пробовал себя в фовизме и абстракции.
Похожие статьи: