Звезды русского балета: великий танцовщицы прошлого и современности — Экспресс газета

Агриппина ваганова

Агриппина Яковлевна Ваганова – российская и советская балерина, балетмейстер и педагог, является создателем теории русского классического балета, родилась 14 (26 июня) 1879 в г. Санкт-Петербурге в семье капельдинера Мариинского театра. Имеет множество наград, в т.ч. звание Народной артистки РСФСР от 1934 г. Также является Лауреатом Сталинской премии высшей степени от 1946 г.

Внесла существенный вклад в развитие балетной индустрии благодаря разработке уникальной методики классического танца. Также прима является автором блестящей публикации – книги «Основы классического танца». Учителями балерины были Е. Соколова, А. Облаков, А. Иогансон, П. Гердт и В. Степанов.

Ваганова прославилась благодаря блестящим сольным вариациям, которые можно было наблюдать в балете «Коппелия» Делба. Ее не зря прозвали «королевой вариаций». Незадолго до конца своей карьеры Ваганова получила главные партии в Мариинском театре. Она имела смелый характер и нестандартный взгляд на искусство, внося порой слишком смелые корректировки в академические приемы хореографии.

Не менее блестящей была карьера Вагановой в качестве педагога. Покинув сцену в 1916 году, выпустила огромное количество талантливых и способных артисток. В их числе такие незаурядные личности, как Наталья Камкова, Ольга Иордан, Галина Уланова, Фея Балабина, Наталья Дудинская, Галина Кириллова, Нонна Ястребова, Нинель Петрова, Людмила Сафронова и др.

Галина уланова

Галина Сергеевна Уланова – еще одна популярная артистка балета, заслуженный педагог и балетмейстер СССР, родилась 26 декабря 1909 г. (8 января 1910 г.) в г. Санкт-Петербурге в семье балетных режиссера и педагога.

Была примой Мариинского театра с 1928 по 1944 гг. и Большого театра с 1944 по 1960 гг. Получила множество премий и наград, в т.ч. звание Народной артистки СССР от 1951 г. Является Дважды Героем Социалистического труда, лауреатом Ленинской, Сталинской премий, премий РФ и Президента РФ. Считается самой титулованной артисткой балета за всю российскую балетную историю. Несомненно, одна из величайших прим своего времени.

В 1928 г. завершила обучение по классу Вагановой в Ленинградском хореографическом училище и была принята в «мариинскую» труппу.

Свою первую партию станцевала в качестве Одетты в балете «Лебединое озеро» в 19 лет (1929 г.). С 1930 по 1940 гг. выступала в дуэте с К. Сергеевым: их совместное творчество признано критиками эталонным. Среди наиболее известных ролей балерины следует отметить:

  • Жизель в «Жизели» А. Адана;
  • Маша в постановке «Щелкунчик» Чайковского;
  • Мария в «Бахчисарайском фонтане» А. Асафьева;
  • Джульетта в «Ромео и Джульетте» С. Прокофьева.

Во время блокады Ленинграда была экстренно перевезена в Алма-Ату в 1942 г., где исполняла партии Жизели и Марии в составе Казахского театра. В 1944 г. поступила в труппу Большого театра, однако сама исполнительница данные изменения в своей жизни приняла с большим трудом, заявив, что никогда бы по доброй воле не переехала в столицу.

После окончания Великой Отечественной войны выступала в Австрии с великолепной миниатюрой «Лебедь», вальсом из «Шопенианы» и «Вальсом» Рубенштейна. Уланова имела огромный успех в Лондоне, исполняя Жизель и Джульетту, повторив подвиги Анны Павловой.

С 1960 по 1997 гг. занимала должность педагога Большого театра и внесла вклад в развитие балетной школы СССР и России, который невозможно переоценить. Среди ее «воспитанников» – В. Васильев, С. Адырхаева, Н. Грачева, Е. Максимова, Н. Тимофеева и др.

Майя плисецкая

Майя Михайловна Плисецкая – российско-советская артистка балета, балетмейстер, педагог и актриса, родилась 20.11.1925 г. в Москве в семье дипломата и актрисы немого кино. Является продолжательницей традиций династии Мессерер-Плисецких, значимой примой Большого театра с 1948 по 1990 гг. Имеет множество почетных званий и наград, в т.ч. Героя Соц. Труда, Народной артистки СССР и Ленинской премии.

Одна из наиболее выдающихся балерин XX века. Обладательница невероятной пластики, невообразимого прыжка, идеально-гибкого стана и изысканной манеры подавать себя на сцене. Прима создала свой уникальный и неповторимый стиль, сочетающий в себе такие редкие черты, как изящество, графичность и завершенность каждого образа и жеста. Благодаря гармоничному сочетанию редкого дара с невероятной работоспособностью смогла продемонстрировать феноменальное творческое долголетие.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  20 лучших микроволновых печей — Рейтинг 2020 года (Топ 20)

Среди наиболее известных партий из репертуара Майи Михайловны на сцене «Большого» стоит отметить роли:

  • Китри в балете «Дон Кихот»;
  • Принцессы Авроры в «Спящей красавице»;
  • Джульетты в «Ромео и Джульетте»;
  • Мехмэнэ-Бану в «Легенде о любви»;
  • Царь-девицы в «Коньке-Горбунке»;
  • и многие другие.

В 1967 году проявила себя в качестве талантливой актрисы, сыграв Бетси Тверскую в киноэкранизации «Анны Карениной» режиссера А. Зархи. На ее счету более 50 ролей в кинематографе, 33 роли из репертуара «Большого театра» и 12 ролей на других сценах, десятки наград и всемирное призвание. Одной из ключевых партий Плисецкой считается Одетта-Одиллии из «Лебединого озера» на музыку П. Чайковского, исполненная 27.04.1947 г. Именно этот балет является стержнем всей биографии великой артистки.

Специально для примы были поставлены:

  • миниатюры «Прелюдия» и «Гибель розы» 1967 и 1973 гг.;
  • «Кармен-сюита» 1967 г. под руководством балетмейстера А. Алонсо;
  • танцевальный спектакль «Безумная из Шайо» 1992 г. – хореограф Ж. Качулян, Париж.

Майя Михайловна стала душой и главным символом русского балета прошлого века.

Майя плисецкая (1925 — 2020)

Самая знаменитая русская балерина с рекордно долгой карьерой. Любовь к балету Майя впитала ещё в детстве, ведь её дядя и тётя также являлись известными танцорами.

В 9 лет поступила в Московское хореографическое училище, а в 1943 году попала в Большой театр. Там её педагогом стала знаменитая Агриппина Ваганова. Всего за несколько лет Плисецкая прошла путь от кордебалета до солистки.

Знаковой для неё оказалась постановка «Золушки» и партия феи Осени в 1945 году. Дальше были классические постановки «Раймонда», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Жизель», «Конек-Горбунок». Плисецкая блистала в «Бахчисарайском фонтане», где смогла продемонстрировать свой редкий дар — буквально зависать в прыжке на какие-то мгновения. Балерина участвовала сразу в трёх постановках «Спартака» композитора Арама Хачатуряна, исполнив там партии Эгина и Фригии.

Ролей балерине хватало, но творческая неудовлетворённость накапливалась. Выходом стала «Кармен-сюита», одна из главных вех в биографии танцовщицы.

В 1971 году Плисецкая состоялась и как драматическая актриса — она сыграла в «Анне Каренине». По этому роману был написан балет, премьера которого состоялась в 1972 году. Там Майя попробовала себя в новой роли — хореографа, что стало её новой профессией. С 1983 года Плисецкая работала в Римской опере, а с 1987 года в Испании.

Матильда кшесинская

Матильда Феликсовна Кшесинская – балерина польского рода, артистка Мариинки и Императорских театров (с 1890 по 1917 гг.), появилась на свет 31 августа 1872 г. в семье артистов балета Мариинского театра.

Знаменита своими близкими отношениями с членами императорской семьи: в 1890-94 гг. встречалась с цесаревичем Николаем Александровичем, а позднее с князьями Андреем Владимировичем и Сергеем Михайловичем. Ее избранником стал Андрей Владимирович: за счет удачного замужества Матильда приобрела титул княгини Красинской в 1926 г., а чуть позже, в 1935 г., получила звание светлейшей княгини Романовской-Красинской.

Будущая прима окончила Императорское театральное училище в Санкт-Петербурге в 1890 году. Ее учителями были Х. Иогансон, Е. Вазем и Л. Иванов. Сразу после выпуска Кшесинскую приняли в состав Мариинского театра. Работала с известнейшими балетмейстерами своего времени – М. Петипа и Л. Ивановым. Также брала уроки у Энрико Чекетти.

В репертуаре Кшесинской огромное количество постановок, но особый успех ей принесли роли:

  • Авроры в «Спящей красавице» М. Петипа 1893 г.;
  • Эсмеральды в одноименном спектакле Ж. Перро в редакции Петипа 1899 г.;
  • Лизы в «Тщетной предосторожности» Петипа и Иванова 1896 г.

Наталья дудинская

Наталья Михайловна Дудинская – известная артистка балета, педагог, родилась 8 (21 августа) 1912 г. в Украине, г. Харькове. Ее мать также была балериной. Наталья Михайловна получила звание Народной артистки СССР, а также была лауреатом 4 Сталинских премий II степени.

В 1931 году стала выпускницей хореографического училища в Ленинграде. Ее учитель – сама Агриппина Ваганова. Сразу после выпуска была определена в Мариинский театр, в составе которого продержалась 30 с лишним лет.

Дудинская выступила в роли Одиллии в «Лебедином озере», а сам танец навеки запечатлен в киноленте «Мастера русского балета» 1953 года. Исполняла партии:

  • принцессы Флорины в «Спящей красавице» 1932 г.;
  • незабываемой Жизель в «Жизель» 1932 г.;
  • Одетты в «Лебедином озере» 1933 г.;
  • Маши в «Щелкунчике» 1933 г.;
  • Китри в «Дон Кихоте» 1934 г.;
  • Никии в «Баядерке» 1941 г.;
  • Золушки в одноименной постановке 1946 г.;
  • и многие другие.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Санаторные лагеря для детей в Крыму 👦 2020, 2021 - Купить путевку, бронирование бесплатно

Немного истории

Существует два мнения касательно даты первого балетного представления в России:

  1. Великий русский археолог XIX века, Иван Егорович Забелин, был убежден, что первое выступление состоялось в далеком 1672 году на праздновании масленицы 17 февраля. Танец исполнен в подмосковном селе Преображенское при дворе второго царя из Династии Романовых – Алексея Михайловича (Тишайшего);
  2. Уроженец Курляндии и автор книги о Московии, путешественник Якоб Рейтенфельс, живший в XVII веке, относил данное событие к 08.02.1675 г. В тот день проводилась постановка балета Шютца об Орфее (также при дворе царя Алексея Михайловича).

В XVIII веке при дворе Петра I стало зарождаться искусство танца в современном смысле данного термина: менуэты и контрдансы стали неотъемлемым атрибутом развлечений светского общества. Царь всея Руси даже издал указ, согласно которому танцы стали главной частью придворного этикета.

В 1731 г. открылся Сухопутный шляхетный корпус – «колыбель» русского балета. В данном учреждении будущие выпускники корпуса, которые имели знатное происхождение и по долгу службы должны были соответствовать требованиям светского общества, посвящали долгие и упорные часы изучению изящного вида искусства. В 1734 г. танцентмейстером корпуса назначили основоположника русского балетного искусства, Жана Батиста Ланде.

В 1738 г. открыта первая в российской истории школа бального танца во главе с Жаном Батистом Ланде. Сегодня данное заведение носит гордое название «Академия русского балета имени А. Я. Вагановой». Примечательно, что Ланде выбирал в ученики детей незнатного происхождения. Обучение для воспитанников было абсолютно бесплатным: подопечные Ланде находились на полном обеспечении.

Уже в эпоху царствования Елизаветы Петровны, в 1742 году, была создана первая балетная группа при школе Жана Батиста, а в 1743 году его ученики стали получать свои первые гонорары.

В период правления Екатерины II русский балет приобрел еще больший успех среди населения: зародилась традиция «крепостных» балов, а в придворном театре можно было застать за танцами наследника престола – Павла Петровича.

Стоит отметить, что в XVIII веке балет был неразрывно связан с оперой, но сами танцы показывались в антрактах. В 1766 году Россию посещает знаменитый австрийский композитор Гаспаро Анджолини, который добавил в свои постановки «русский колорит», используя национальные мелодии.

В период царствования Павла I, начиная с 1794 года, балетными постановками занялся первый русский (по национальности) балетмейстер Иван Вальберх, а на сцене по указу императора могли находиться только женщины.

В XIX веке в период правления Александра I балет достигает нового уровня в своем развитии благодаря французскому балетмейстеру Карлу Дидло. Великие классики – Пушкин и Грибоедов – воспевали талант Дидло, особенно отмечая двух учениц гения (Евдокию Истомину и Екатерину Телешову). На протяжении 30 лет Дидло занимал ведущие позиции на петербуржской сцене вплоть до конфликта с князем Гагариным, которому принадлежали театры.

В 1848 году Тальони заменила ее главная конкурентка Фанни Эльслер, а в 1851 году в «Жизели» дебютировала Карлотта Гризи, которая возымела огромный успех у публики. Постепенно популярность балета пошла на спад, во многом благодаря нараставшему ажиотажу вокруг итальянской оперы. Но это вовсе не означало, что балет «канул в лету»: на сцене игрались великолепные постановки, блистало множество талантливых танцовщиц и танцоров, таких как Филипп Тальони, Екатерина Санковская и Жюль Перро.

При Александре II на сцене продвигались отечественные таланты: в этот период времени техника исполнения ставилась намного выше пластики и мимики исполнителя. Среди известных балетмейстеров того времени стоит отметить такие имена, как Жюль Перро, Артур Сен-Леон и Мариус Петипа. Известных балерин было огромное множество, в частности, в историю вошли Надежда Богданова, Анна Прихунова, Христиан Иогансон и Николай Гольц.

При Александре III балетные постановки давались дважды в неделю на сцене Мариинского театра. Примами были Варвара Никитина, Евгения Соколова, Мария Петипа и многие другие. После назначения главным балетмейстером Хосе Мендеса известность приобрели Василий Гельцер, Николай Домашев, Лидия Гейтен, Евдокия Калмыкова и Елена Бармина.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  10 модных свадебных платьев 2020 - тренды и новинки сезона

В 1898 году в балетную труппу Мариинского театра был принят Михаил Фокин, известный русско-американский артист балета, хореограф. Михаил исполнял роль солиста в таких постановках, как «Спящая красавица», «Корсар» и «Пахита». Но душа танцора требовала перемен: в поисках новых форм Фокин готовит письмо для дирекции Императорских театров, описывая в красках возможные пути преобразования классического балетного танца.

Несмотря на то, что ответ он так и не получил, и благодаря поддержке Александра Бенуа и Мариуса Петипа, Фокин продолжил проводить свои сценические эксперименты. Его излюбленной формой являлся однотактный балет с ярко выраженной стилистикой. Первым опытом Михаила в качестве хореографа является «Ацис и Галатея», исполнявшийся под музыку А. В. Кадлеца (20.04.1905).

Закрепила успех гения постановка «Сон в летнюю ночь» по В. Шекспиру (1906 г.). За плечами хореографа великие балетные постановки, такие как «Шопениана», «Египетские ночи», «Половецкие пляски». При Фокине огромную славу получили примы-балерины Тамара Карсавина и Анна Павлова, а также знаменитый танцор Вацлав Нижинский.

В то же самое время огромный авторитет имел артист балета Александр Горский, который с 1902 по 1924 являлся балетмейстером Большого театра. Горский стал инициатором реформ академического балета, работая в паре с видным деятелем культуры – художником Константином Коровиным. В результате неимоверных усилий режиссера общественности был представлен первый спектакль под названием «Дон Кихот», поставленный на музыку Л. Минкуса в 1900 г. Среди заслуг Горского стоит отметить редакции «Лебединого озера», «Жизели» и «Конька-Горбунка».

Начиная с 1924 г. в Мариинском театре руководителем балетной труппы был назначен Федор Лопухов. Среди самых известных его постановок следует выделить «Ночь на Лысой горе», «Ледяную деву», «Красный мак», «Болт», «Тщетную предосторожность» и «Весеннюю сказку». Примечательно, что сегодня все спектакли Лопухова забыты. В Мариинке периодически идут лишь обрывки из его номеров, например, танец персиянок в «Хованщине» или фанданго из «Дон Кихота».

Тамара красавина

Тамара Павловна Красавина родилась 25 февраля (9 марта) 1885 г. в Петербурге. Сестра философа Льва Красавина и внучатая племянница А. Хомякова, знаменитого литератора XIX в. Выпускница Императорского театрального училища, ученица П. Гердта, А. Горского и Э. Чекетти. Окончила учебное заведение в июне 1902 г.

С 1910 года являлась примой-балериной: в ее репертуаре были партии из «Жизели», «Щелкунчика», «Лебединого озера» и т.д. Ее основная деятельность приходилась на период кризиса академической балетной школы.

С 1909 г. выступала по России и Европе по приглашению С. Дягилева, исполняя ведущие роли в «Призраке оперы», «Карнавале», «Жар-птице», «Треуголке» и т.д. Сама Тамара считала своей лучшей ролью образ Шамаханской царицы из «Золотого петушка», исполняемый ею под руководством Фокина. Имя Красавиной, как и Павловой, связано с торжеством импрессионизма начала прошлого столетия:

Жар-птица Красавиной наравне с Лебедем Павловой являлись символами эпохи, воплотившими в себя желание избежать трагедии на фоне осознания ее неизбежности. Красавина зародила новые веяния в искусстве XX века, быстро добилась успеха и завоевала мировое имя вместе со своим партнером по танцам Вацлавом Нижинским, благодаря своим неординарным способностям и с «легкой руки» Фокина и Дягилева.

Топ-10 самых лучших балерин

Звезды русского балета: великий танцовщицы прошлого и современности - Экспресс газета

Захарова Светлана Юрьевна – российская балерина. В 1996-2003 годах – солистка Мариинского театра, с 2003 года – прима-балерина Большого Театра. Светлана признана народной артисткой Российской Федерации и входит в Государственную Думу страны.

Светлана родилась в городе Луцке, 10 июня 1979 года. В возрасте 10 лет девочка поступила в Киевское хореографическое училище. В 1996 году балерина была принята в труппу Мариинского театра. Позднее, в 2003, Светлана выступала на сцене Большого театра. Захарова гастролировала по всему миру: побывала во Франции, в Германии, Италии, Испании, Америке и Нидерландах.

Сегодня Светлана Захарова продолжает выступать на сцене, создавать собственные постановки, а также принимать участие в политической деятельности России. В 2020 году прима-балерина выступала на открытии Олимпийских игр в Сочи.

Оцените статью
ObzorFun.RU
Adblock
detector