10 лучших сцен из фильмов Андрея Тарковского – ИНОЕКИНО

Обзоры
Как снимал свои фильмы Андрей Тарковский

Содержание

  1. «женщина в песках» хироси тэсигахара
  2. Нацистская форма («Иваново детство», 1962)
  3. . Горящий сарай («Зеркало», 1975)
  4. 12 киношедевров из списка тарковского. тематическая киноподборка «театрала»
  5. Сожжение дома («Жертвоприношение», 1986)
  6. Страсти по Андрею («Андрей Рублев», 1966)
  7. 5 лучших фильмов андрея тарковского
  8. Телекинез Мартышки («Сталкер», 1979)
  9. Фрески Рублева («Андрей Рублев», 1966)
  10. Проход со свечой («Ностальгия», 1983)
  11. Список фильмов для обязательного просмотра от андрея тарковского

«женщина в песках» хироси тэсигахара

Ключевые слова: Любимые фильмы Андрея Тарковского,фильмы от тарковского,что посмотреть,артхаус и авторское кино,смотреть трейлеры,10 любимых фильмов режиссера Андрея Тарковского

Нацистская форма («Иваново детство», 1962)

В своем полнометражном дебюте «Иваново детство» Тарковский исследует привносимые войной эмоциональные травмы, страхи и атмосферу клаустрофобии – все это в полной мере воплощается в сцене с нацистской формой. Этот эпизод – субъективный взгляд травмированного войной мальчика на окружающую его действительность, в которой вместо детства – партизанский отряд, а вместо реальности – бегство от нее.

Иван ползет по земле, представляя, что участвует в операции по уничтожению фашистского захватчика; он словно солдат, протаскивающий свое тело сквозь мрачные окопы. Иван поглощен своей фантазией, и камера только усиливает это, когда переключается на субъективный режим: мы будто смотрим на мир глазами мальчика.

Время от времени камера поворачивается, тем самым отзеркаливая движения фонарика Ивана, чья травма материализуется в видениях: его покойная мать, умирающий мальчик и сам испуганный Иван. За кадром также слышны немецкие радиопереговоры, а среди них – пение, плач и крики; в этой сцене фильм достигает своей кульминации.

Резкие движения и оглушающие звуки внезапно прекращаются, и движимая напряжением фантазия Ивана рассеивается: он встречается с «фашистским захватчиком», хотя на самом деле это всего лишь висящая военная форма. Сначала Иван обрушивается с упреками на предполагаемого фашиста, но злобное выражение его лица постепенно превращается в скорбное.

В этой сцене Тарковский показывает, насколько важен ритм – крещендо визуальных и звуковых элементов, а затем их отсутствие – для создания необходимого для контекста фильма эффекта.

. Горящий сарай («Зеркало», 1975)

Поэзия. Длинные кадры. Искажение времени. Сопоставление воды и огня. Эта сцена с горящим сараем объединяет основные темы и мотивы режиссера в форме чистой визуальности и лирики.

Технически эпизод состоит всего из пяти кадров. Он начинается с прохода задумчивой Марии (Маргарита Терехова) по дому, красивому деревянному строению, освещенному тусклым оранжевым светом. Этот дом – реплика дома из детства самого Тарковского, камера неторопливо обозревает его, показывая все уголки и детали быта.

Открытые окна позволяют оценить редкий визуальный контраст между зеленью снаружи и ярким оранжевым цветом дерева и свечей. В этой же сцене звучит голос Арсения Тарковского, русского поэта и отца режиссера, который читает собственные стихи о памяти, горе и судьбе.

Но запоминается эпизод своими визуальными образами, одновременно жизненными и данными сквозь призму искаженного времени. Вместо того, чтобы сразу же последовать за героями к месту происшествия, камера Тарковского неспешно обозревает пространство дома, задерживается на падающей бутылке и в конце останавливается на зеркальном отражении, стремясь не натолкнуть на какие-то концептуальные интерпретации, а вызвать эмоции и чувство близости.

В отражении мы видит сначала размытое, но яркое изображение, которое затем фокусируется и являет нам двух детей, смотрящих на горящий сарай. Оттенки оранжевого и желтого на синем фоне, необычное кадрирование, движение камеры, фокусировка создают иллюзорное изображение, кажущееся слишком потусторонним даже для Тарковского.

Финал сцены – чрезвычайно сильная композиция: Мария, еще один человек и мальчик, стоящие на фоне горящего в центре кадра сарая. Этот образ, сопровождаемый звуками дождя, разворачивается как онирический транс, который и завораживает, и провоцирует на размышления.

https://www.youtube.com/watch?v=NSYyWzJXriY

Если загадочный автобиографический фильм Тарковского посвящен воспоминаниям, фантазиям и фрагментам памяти человека, касающимся его близких, то эта сцена – визуальная кульминация картины, включающая ее самые сильные элементы: ностальгию, детскую наивность, молодую мать и зеркало как буквальный символ преломления памяти.

12 киношедевров из списка тарковского. тематическая киноподборка «театрала»

Андрей Тарковский читал лекции по кинорежиссуре на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Своим студентам он советовал смотреть признанные шедевры мирового киноискусства. Существует список картин, которые рекомендовал Андрей Александрович своим ученикам, сегодня мы представляем вашему вниманию 12 из них.
«Земля» (1930)

10 лучших сцен из фильмов Андрея Тарковского – ИНОЕКИНО Режиссер Александр Довженко.  «Земля» — это история крестьянской семьи, привычный жизненный уклад которой рушится в эпоху коллективизации.
В главных ролях: Степан Шкурат, Семен Свашенко, Юлия Солнцева, Елена Максимова, Николай Надемский

«Великая иллюзия» (1937)

10 лучших сцен из фильмов Андрея Тарковского – ИНОЕКИНО Режиссер Жан Ренуар. Во время Первой мировой войны. Двое летчиков попадают в лагерь для военнопленных, где объединяются в работе над тоннелем для побега.
В главных ролях: Жан Габен, Пьер Френе, Марсель Далио, Эрих фон Штрогейм.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  10 фильмов, похожих на «Нерв» | Kleinburd News

«Орфей» (1950)

10 лучших сцен из фильмов Андрея Тарковского – ИНОЕКИНО Режиссер Жан Кокто. Сюжет фильма основан на легенде об Орфее и Эвридике, но перенесен в послевоенную Францию. Завораживающе прекрасная картина Жана Кокто, смотря которую забываешь, что это только кино.
В главных ролях: Жан Маре, Франсуа Перье, Мария Казарес, Мари Деа, Анри Кремьё, Жюльет Греко.

«Семь самураев» (1954)

10 лучших сцен из фильмов Андрея Тарковского – ИНОЕКИНО Режиссер Акиро Куросава. Культовый фильм знаменитого японского режиссера. Япония, XVI век. В стране полыхает гражданская война, повсюду орудуют банды разбойников и мародеров. Бедные крестьяне нанимают для защиты деревни семерых самураев.
В главных ролях: Тосиро Мифунэ, Такаси Симура, Кэйко Цусима, Юкико Симадзаки, Каматари Фудзивара.

«Земляничная поляна» (1957)

Режиссер Ингмар Бергман. 78-летний профессор из Стокгольма вместе с женой сына едет на машине на вручение докторской степени, посещая места, связанные с прошлым и встречая разных людей, благодаря которым оживают которые помогают ему оживить его воспоминания.
В главных ролях: Виктор Шёстрём, Биби Андерссон, Ингрид Тулин Гуннар Бьёрнстранд, Юллан Киндаль

«Хиросима, моя любовь» (1959)

10 лучших сцен из фильмов Андрея Тарковского – ИНОЕКИНО Режиссер Ален Рене. В центре сюжета короткая история любви французской киноактрисы и японского архитектора в послевоенной Хиросиме. На каждого из них давит груз прошлого.
В главных ролях: Эмманюэль Рива, Эйдзи Окада, Стелла Дассас, Пьер Барбо, Бернар Фрессон

«Психо» (1960)

10 лучших сцен из фильмов Андрея Тарковского – ИНОЕКИНО Режиссер Альфред Хичкок.  Американский психологический хоррор, снятый по сценарию Джозефа Стефано, основанном на одноимённом романе Роберта Блоха.
В главных ролях: Энтони Перкинс, Вера Майлз, Джон Гэвин, Джанет Ли, Мартин Болсам, Джон МакИнтайр

«Ночь» (1961)

10 лучших сцен из фильмов Андрея Тарковского – ИНОЕКИНО Режиссер Микеланджело Антониони. Писатель — Джованни, его супруга — Лидия. Творческий кризис, закат чувств.  Ночная вечеринка. И утренний «ливень» отчаяния, откровений и откровенности.
В главных ролях: Марчелло Мастроянни, Жанна Моро, Моника Витти, Бернхард Викки, Рози Маццакурати, Мария Пиа Луци.

«8 с половиной» (1963)

10 лучших сцен из фильмов Андрея Тарковского – ИНОЕКИНО Режиссер Федерико Феллини.  Фильм о поэтичности творческого процесса режиссера: кризис, поиск, каверзы воображения, тупики и неразрывный поток субъективного и объективного.

В главных ролях: Марчелло Мастроянни, Клаудия Кардинале, Анук Эме, Сандра Мило, Росселла Фальк, Барбара Стил.

«Птицы» (1963)

10 лучших сцен из фильмов Андрея Тарковского – ИНОЕКИНО Режиссер Альфред Хичкок. Хичкок — признанный мастер саспенса, он медленно, но верно нагнетает атмосферу надвигающегося кошмара, и оторваться от происходящего на экране просто невозможно.
В главных ролях: Типпи Хедрен, Род Тейлор, Джессика Тэнди, Энни Хэйворт.

«Дневная красавица» (1967)

10 лучших сцен из фильмов Андрея Тарковского – ИНОЕКИНО Режиссер Луис Бунюэль. Режиссер плотно переплетает фантазии героини с действительностью, не позволяя зрителю четко увидеть границы. Фильм полон эротических сцен. В картине снялась молодая Катрин Денев. Верная жена и добропорядочная хозяйка Северина Серизи однажды решается на невероятный и эксперимент. Устав от собственной непогрешимости, она тайно поступает на работу в публичный дом. Но так как по вечерам и по ночам Северина продолжает играть свою привычную роль благопристойной домохозяйки, в борделе она получает имя «Дневная красавица».
В главных ролях: Катрин Денёв, Жан Сорель, Мишель Пикколи, Женевьев Паж, Пьер Клементе, Франсуаза Фабиан.

«Цвет граната» (1968)

10 лучших сцен из фильмов Андрея Тарковского – ИНОЕКИНО Режиссер Сергей Параджанов. Фильм снят как непрерывное течение поэтических ассоциаций. В картине описывается жизнь средневекового армянского поэта Саят-Новы, начиная с его детства и заканчивая смертью.
В главных ролях: Софико Чиаурели, Мелкоп Алексаян, Вилен Галстян, Георгий Гегечкори, Спартак Багашвили, Медея Джапаридзе.

Сожжение дома («Жертвоприношение», 1986)

Эта сцена из последнего фильма Тарковского «Жертвоприношение» одновременно ужасает и наводит на размышления, а также демонстрирует самые сильные стороны характерного для режиссера длинного кадра. Длящийся более пяти минут, этот кадр показывает семью, которая находится в смятении после того, как Александр, отец семейства, совершает заглавное жертвоприношение и поджигает дом. И то, как Тарковский выстраивает этот эпизод, порождает множество мыслей и вопросов.

Композиция кадра добавляет реалистичности поведению героев. Кроме того, эта сцена ставит под сомнение достоверность безумия Александра и цели его поступка, а также показывает чувства его семьи, в особенности жены, в отношении совершенного.

В образе горящего дома есть как мотивы апокалиптические, так и глубокое ощущение реальности происходящего. Камера Тарковского и оператора Свена Нюквиста дидактична, находится на одном и том же месте, поворачивается, только чтобы запечатлеть героев, и не выпускает из поля зрения горящий дом слишком надолго. Что касается звука, треск пожираемого огнем дерева заглушается криками и причитаниями семьи.

Тарковский создает впечатление ограниченного пространства, и наблюдать эту сцену – такое же испытание для зрителя, как и для самого главного героя.

Можно сказать, что Тарковский запечатлевает семейную трагедию подлинно кинематографическими средствами. Это последняя великая сцена в его творчестве, ее пророческие образы отражают радикальные и глубоко экзистенциальные идеи, бунт художника перед лицом социальных перемен.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  10 лучших фильмов, похожих на После (2019)

Страсти по Андрею («Андрей Рублев», 1966)

Традиционным мотивом диалоговых сцен Тарковского является стремление режиссера следовать композиции, характерной для живописи и портретов в частности.  Элементы такого приема – хореография и размещение актеров в кадре, контраст между светом и тенью – никогда еще не были столь отточенными, как в разговоре Рублева (Анатолий Солоницын) и Феофана Грека (Николай Сергеев).

Тарковский не следует привычному шаблону наставник-ученик, вместо этого он показывает обоих иконописцев сложными и подверженными ошибкам людьми, спорящими о человеческом невежестве. Феофан настойчив и активно использует приемы риторики, что идеально контрастирует с пассивностью и сомнениями Рублева.

https://www.youtube.com/watch?v=wuGGf0MBKII

Этот спор становится отправной точкой к воссозданию сцены Распятия на фоне зимнего пейзажа. В этом эпизоде мы видим несущего крест «Христоса» и идущих с ним людей, среди которых угадываются образы Девы Марии, Иоанна и Марии Магдалины. И эти длинные кадры с Иисусом и его последователями, пересекающими холмы, равнины и горы, выполнены в поразительной манере, напоминающей картины Брейгеля «Охотники на снегу» и «Зимний пейзаж…».

Мощная речь Рублева об отношениях Иисуса со своими близкими, а также утверждение, что его распятие было актом послушания Богу, не только бросают вызов доктринам монастыря, но и заключают в себе идею, что божественность, величие и слава кроются в несовершенствах нашего мира.

5 лучших фильмов андрея тарковского

В 1974 году режиссёр прочитал повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине» и предложил фантастам написать сценарий для экранизации. Стругацкие еще не знали тогда, что сценарий им придется переписывать раз двадцать, но согласились из-за бесконечного уважения к режиссеру. 

«Сталкера» снимали очень тяжело, даже мучительно. Сначала случился скандал между режиссёром и оператором Георгием Рербергом,  Тарковский выгнал Рерберга с картины и заставил авторов еще раз переделывать сценарий. Новый оператор проработал всего две недели и тоже ушел, а все им отснятое Тарковский вновь уничтожил. Оператора удалось найти только с третьего раза,  снимали по шесть дублей каждой сцены, а актеры за два года съемок были измотаны и клялись, что никогда больше не будут работать с Тарковским. 

В СССР фильм прошел в прокате неудачно, зато получил приз в Каннах, а режиссёр после этого – звание Народного артиста СССР.

Весной 1985-го года Тарковский закончил работу над своим последним фильмом – «Жертвоприношение», действие которого происходит в Швеции. Картина получила Гран-при Каннского кинофестиваля, приз Британской киноакадемии, а также огромное количество других наград. Однако о многих из них режиссер уже не узнал.

Телекинез Мартышки («Сталкер», 1979)

Значение этой сцены заключается не только в сверхъестественных способностях, которыми обладает дочь Сталкера (Мартышка), но и в том, насколько загадочной она кажется в контексте всего фильма. Технически это длинный кадр без монтажных склеек, в котором Мартышка читает книгу, а затем мы слышим ее закадровый голос, декламирующий стихотворение Федора Тютчева «Люблю глаза твои, мой друг…»

То, что она не зачитывает стихотворение вслух (губы ее не шевелятся) и мысленно воспроизводит его строчки сразу после закрытия книги, позволяет предположить, что девочка связана со стихотворением телепатически. Параллельно Мартышка – будто со скуки – кладет голову на стол и, используя телекинез, двигает стоящие на нем стеклянные сосуды.

Под конец этого действа начинает играть четвертая часть Симфонии №9 Бетховена, от проезжающего за кадром поезда трясутся стены и потолок, но Мартышка остается неподвижной. Камера медленно приближается вплотную к ее лицу, и параллельно затихают все звуки и шумы. С помощью этого движения Тарковский смещает наше внимание со сверхъестественных способностей девочки на нее саму, на то, что она чувствует.

В этой финальной сцене Тарковский объединяет монохромную тональность реального мира и красочную зелень Зоны, тем самым показывая слияние реальности и фантастики. С этим рифмуется и «мутация» Мартышки (Наташа Абрамова): она воплощает союз между идеями «физического» и «духовного», которого так стремились достичь Сталкер, Писатель и Профессор, но в итоге сдались.

Поэтому этот эпизод следует интерпретировать не в рамках морали, а как знак новых перспектив, неизвестных возможностей, открытых границ и перемен вообще.

Фрески Рублева («Андрей Рублев», 1966)

В этом черно-белом фильме Тарковского есть много мощных сцен: набег, звон колокола, эпизод с ведьмой. Но если и есть та, что выделяется (буквально) на фоне остальных, то это эпилог фильма с фресками Рублева.

Контрастирующие с предшествующей монохромной тональностью, эти красочные полотна демонстрируют не только выдающееся видение самого художника, но и, что более важно, то, насколько искусство коренится во всех тех трудностях, взаимоотношениях и наблюдениях, которые испытывает и приобретает человек за свою жизнь.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  15 лучших фильмов Стивена Спилберга, у которого что ни проект, то классика кинематографа

Нарушая обет молчания, Рублев (Анатолий Солоницын) утешает рыдающего Бориску: «Я буду иконы писать, а ты колокола лить». Камера сосредотачивается на тлеющих углях, затем изображение уходит в тень – и появляются иконы. Эпилог разворачивается в виде серии панорам, ракурсов и крупных планов, которые фокусируются на лицах и деталях работ Рублева, но камера никогда не показывает иконы целиком. Во всем этом есть определенная степень погружения, установление более тесной связи с произведениями искусства.

Когда камера отъезжает от последней в череде иконы Рублева «Спас Вседержитель», а музыка композитора Овчинникова затухает, сменяясь звуками дождя (напоминает последний кадр «Ностальгии»), наступает катарсис. А последний кадр – лошади под дождем, мотив Тарковского, символизирующий жизнь, – выводит «Андрея Рублева» за пределы биографии заглавного иконописца и представляет собой подлинно кинематографическое воплощение потребности человека в художественном самовыражении.

Проход со свечой («Ностальгия», 1983)

«Показать всю человеческую жизнь в одном кадре, без монтажа, от начала до конца, от рождения до самого момента смерти». По словам Олега Янковского, именно это Тарковский предложил во время их первой встречи перед съемками «Ностальгии».

Этот кадр длится более девяти минут и состоит из неоднократных попыток Андрея Горчакова (Янковский) пронести зажженную свечу от одного конца пустого бассейна к другому. С третьей попытки Андрею удается это сделать, но в конце он падает и издает болезненных стон.

Для этой сцены Тарковский велел установить операторские рельсы, чтобы камера следила за героем и постепенно приближалась к нему по мере достижения им цели. Детали фона – каменная стена, фасад бассейна, мох – невероятно проработаны и обладают различными текстурами и фактурой. Когда Андрей почти доходит до конца своего пути, начинает играть «Реквием» Джузеппе Верди, а в финале кадра камера фокусируется на крупном плане горящей свече.

Тарковский в этой сцене намеревался показать жизненный цикл: рождение, развитие и смерть. А непрерывность кадра и его длина как раз и воплощают идею человеческой жизни, а также течение времени.

https://www.youtube.com/watch?v=xvFQkzC5Rp8

Рука Андрея, прикрывающая огонь от ветра, равносильна преодолению трудностей, встречающихся на жизненном пути. Можно сказать, что в этой сцене Тарковский отказывается от абстрактного символизма и показывает сущность и траекторию жизни в одном движении.

Список фильмов для обязательного просмотра от андрея тарковского

Список фильмов, которые Андрей Тарковский на своих лекциях выдавал своим студентам для обязательного просмотра.

БУНЮЭЛЬ ЛУИС
Андалузский пес
Золотой век
Забытые
Виридиана
Ангел-истребитель
Дневная красавица
Земля без хлеба
Дневник горничной
Назарин

БРЕССОН РОБЕР
Дневник сельского священника
Приговоренный к смерти бежал, или Дух веет, где хочет
Карманник
Процесс Жанны д’Арк
Наудачу, Бальтазар
Мушетт
Кроткая
Возможно, дьявол

БЕРГМАН ИНГМАР
Лето с Моникой
Вечер шутов
Седьмая печать
Земляничная поляна
Девичий источник
Дьявольское око
Лицом к лицу
Причастие
Молчание
Персона
Стыд
Страсть
Шепоты и крики
Час волка
Сцены из супружеской жизни
Змеиное яйцо

ПАЗОЛИНИ ПЬЕР ПАОЛО
Аккатоне
Евангелие от Матфея

ФЕЛЛИНИ ФЕДЕРИКО
Дорога
Джульетта и духи
8 с половиной
Сатирикон
Клоуны
Амаркорд
Казанова Феллини

РЕНЕ АЛЕН
Хиросима, любовь моя
Люблю тебя, люблю

МИДЗОГУТИ КЭНДЗИ
Сказки туманной луны после дождя
Управляющий Сансё

КУРОСАВА АКИРА
Расемон
Семь самураев
Жить

ТЭСИГАХАРА ХИРОСИ
Женщина в песках

ХИЧКОК АЛЬФРЕД
Птицы
Психо

РЕНУАР ЖАН
Правила игры
Великая иллюзия

ГОДАР ЖАН-ЛЮК
На последнем дыхании
Маленький солдат

ДРЕЙЕР КАРЛ ТЕОДОР
Страсти Жанны д’Арк
Вампир: Сон Алена Грея

АНТОНИОНИ МИКЕЛАНДЖЕЛО
Приключение
Ночь
Затмение
Китай

ДОВЖЕНКО АЛЕКСАНДР
Земля

ЭРМЛЕР ФРИДРИХ
Крестьяне

ПАРАДЖАНОВ СЕРГЕЙ
Цвет граната

ИОСЕЛИАНИ ОТАР
Пастораль

БЕККЕР ЖАН
Дыра

ВИГО ЖАН
Ноль за поведение
Аталанта

ИВЕНС ИОРИС
Дождь

КАЛАТОЗОВ МИХАИЛ
Соль Сванетии

КОКТО ЖАН
Кровь поэта
Орфей
Завещание Орфея

ГРИРСОН ДЖОН
Рыбачьи суда
Траулер из Грэнтона

ФЛАЭРТИ РОБЕРТ
Нанук с Севера

http://www.kinovoid.com/2020/10/blog-post_31.html

См. также:
— Список фильмов, рекомендуемых Гарвардским университетом
— Список лучших фильмов в истории кино от Андрея Звягинцева
— Список отечественных мистических кинофильмов конца 1980-х — 1990-х гг.

Вы также можете подписаться на мои страницы в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
и в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky

Похожие статьи:

  1. 10 потрясающих диких кошек. Энциклопедия. Материал для реферата
  2. Десерты на скорую руку — рецепты с фото на Повар.ру (580 рецептов десертов на быструю руку)
  3. Лучшие рецепты теста на манты: топ-10 вариантов с фото и видео
  4. Самый большой ледокол в мире — — LiveJournal
Оцените статью